• Приглашаем посетить наш сайт
    Некрасов (nekrasov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "SUB"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 4. Статьи 1921-24 годов
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    2. Сурат Ирина: Смерть поэта (Мандельштам и Пушкин)
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    3. Мандельштамовская энциклопедия. О.Э. Мандельштам. Произведения: стихотворения (библиография, сокращения)
    Входимость: 1. Размер: 120кб.
    4. Успенский Ф.Б.: Работы о языке и поэтике Осипа Мандельштама. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 141кб.
    5. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 1. Ранние опыты. «Камень», «Пушкин и Скрябин»
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    6. Мандельштамовская энциклопедия. Звенигородский Андрей Владимирович
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 4. Статьи 1921-24 годов
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    Часть текста: статьи, а также сборники стихов «Камень» и «Tr i s t i а». Это представитель^ часть корпуса текстов поэта в плане анализа его мировоззрения. Немногочисленные статьи Мандельштама — не обычная проходная публицистика. Не только «Утро акмеизма», но почти все они — манифесты, провозглашающие существенныедля поэта принципы отношения к миру, «ценностей незыблемую скалу». Выражаясь метафорически, они, как бакены, указывающие фарватер на реке. Но что этабылаза река? Все авторы, кому наследует или с кем полемизирует М., принадлежат к течениюрусской культуры, родоначальником которого можно считать Чаадаева: Герцен и славянофилы, Соловьев и Достоевский, русские религиозные мыслители начала ХХ века и русские символисты. Бердяев назвал его «русской идеей» Для большинства представителей этого течения характерны некоторые общие идеи, а именно: отрицание позитивизма, признание сверхценности человеческой личности, идея христианского универсализма и всеединства, отрицание буржуазности, мессианизм. Этой традиции в целом были присущи...
    2. Сурат Ирина: Смерть поэта (Мандельштам и Пушкин)
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    Часть текста: и глубинная мотивация одного из наиболее таинственных образных гнезд мандельштамовской поэзии и можно было бы, бесконечно множа источники и толкования, так и не дойти до сердцевины, из которой произрастали и далеко расходились впоследствии пучки поэтических мотивов. Сетуя об утрате «Скрябина и христианства» (другое название — «Пушкин и Скрябин»), Мандельштам говорил: «Это основная моя статья» 2 . Время не поправило эту оценку — статья, хоть и дошла частично, действительно оказалась «основной»: в ней начинающий поэт выдал невероятный сгусток интеллектуальной энергии как результат творческого переживания большой истории и выпавшей ему кризисной эпохи, он как будто высказал вперед, себе на вырост, важнейшие мысли о религиозном содержании новейшей истории, об искусстве в его отношении к христианству, о духе музыки, о вечности и смерти. Непосредственным поводом к этим высказываниям послужила смерть Скрябина — Мандельштам ее сравнивает со смертью Пушкина: «Дважды смерть художника собирала русский народ и зажигала над ним свое солнце. Они явили пример соборной, русской кончины, умерли полной смертью, как живут полной жизнью, их личность, умирая, расширилась до символа целого народа, и солнце-сердце умирающего остановилось навеки в зените страдания и славы <...> Пушкина хоронили ночью. Хоронили тайно. Мраморный Исаакий — великолепный...
    3. Мандельштамовская энциклопедия. О.Э. Мандельштам. Произведения: стихотворения (библиография, сокращения)
    Входимость: 1. Размер: 120кб.
    Часть текста: О.Э. Мандельштам. Произведения: стихотворения (библиография, сокращения) Библиография Аверинцев 1991: Аверинцев С. Конфессиональные типы христианства у раннего Мандельштама // СиС. 1991. Аверинцев 1994: Аверинцев С. «Золотистого меда струя из бутылки текла...» // СтМ. 1994. Аверинцев 1995: Аверинцев С. «Чуть мерцает призрачная сцена...»: подступы к смыслу // ОМВ. 1995. Аверинцев 1996: Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С. Поэты. М., 1996. Аверинцев 2001: Аверинцев С. Страх как инициация: одна тематическая константа поэзии Мандельштама // СиБП. 2001. Акмальдинова, Лекманов, Свердлов 2014: Акмальдино- ва А., Лекманов О., Свердлов М. «Одна игра английская.». Футбол в русской поэзии Серебряного века // НМ. 2014. № 7. Аксенова 1988: Аксенова А. Комментарий к одной цитате из Мандельштама // Тез. докл. конф. по гуманит. и естеств. наукам студ. науч. о-ва: Рус. филология. Тарту, 1988. Аксенова 1991: Аксенова А. «Касатка, милая Кассандра...»: К семантике восприятия образной системы Мандельштама // Graduate Essayson Slavic Languagesand Literatures. Pittsburgh, 1991. Vol. 4. Александров 2000: Александров В. «Куда как страшно нам с тобой»: О сонете и Мандельштаме // РМ. 2000. 24 февраля -1 марта. Алленов 2003: Алленов ...
    4. Успенский Ф.Б.: Работы о языке и поэтике Осипа Мандельштама. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 141кб.
    Часть текста: в структуре поэтического текста см. также: [Жолковский, Щеглов 1996: 77-92]. Приведем отдельные примеры иконичности у Мандельштама. В стихотворении 1937 г. «Как светотени мученик Рембрандт...» мы находим, в частности, следующие строки: «Простишь ли ты меня, великолепный брат / И мастер и отец черно-зеленой теми, - / Но око соколиного пера / И жаркие ларцы у полночи в гареме / Смущают не к добру, смущают без добра / Мехами сумрака взволнованное племя» [Мандельштам О. Э. 1990, I: 238]. Что такое око соколиного пера ? Только ли метафора зоркости, обладание острым зрением (как это отмечается в некоторых комментариях)? Мне бы казалось, что здесь мы сталкиваемся не только и не столько с абстракцией зрения, сколько с изображением предмета - перед нами и в самом деле птичье перо, вернее даже малая его часть, кружок или глазок на пере птицы. Для эмфазы этого чисто зрительного эффекта око и графически, и фонетически удваивается, как бы эхом отражается в слове «с око линого», а напоследок еще и подчеркивается кружочковостью самой графемы о (кстати говоря, в старых букварях именно слово «око» было едва ли не самой устойчивой иллюстрацией буквы «о» в русском алфавите, тогда как сама она могла изображаться с точкой внутри). Но почему перо, глазок на пере оказывается у Мандельштама одним из, так сказать, геральдических признаков живописи Рембрандта? Вообще говоря, перьев на картинах великого голландца не перечесть, начиная от пера в руках размышляющего апостола Павла, который считается автопортретом художника, ...
    5. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 1. Ранние опыты. «Камень», «Пушкин и Скрябин»
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    Часть текста: включения в текст внеположного культурного пространства. Такой прием ассимиляции чужих текстов для реконструкции собственной семантической реальности называется «подтекстом». «Развернуть» с помощью связного истолкования подтексты, содержащиеся в стихах и прозе Мандельштама, — значит показать источники его мировоззрения и одновременно способ взаимодействия с этими источниками. Мандельштам был лириком с масштабным историческим мышлением. Сложная картина мира явно не укладывалась у него в рамках одного стихотворения. Возникала потребность вернуться к затронутой теме, подойти к ней с различных сторон, «проиграть» мысль через разнообразные метафоры. Так возникал «цикл», этап. 1 Он мог быть «синхронным», то есть созданным на небольшом временном отрезке, когда какая-то идея или круг представлений властно владели поэтом. В этом случае стихи шли один за другим. Но цикл мог быть и асинхронным, состоящим из стихов, написанных в разное время. Опознать его бывает труднее, ибо основания для отнесения тех или иных текстов к одному циклу во многом зависят от позиции исследователя и потому субъективны. Кроме того, для Мандельштама, как, впрочем, для большинства крупных поэтов начала века,...
    6. Мандельштамовская энциклопедия. Звенигородский Андрей Владимирович
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: приблизились к поэзии», и вспоминает: З. «пришел к нам в начале тридцатых годов и прочел милые, старомодные и очень чистые стихи» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 343-44; ср. отзыв М. О. Гершензона о самом З. - «чистый, как горная вода», но и отмечаемую даже сочувственно относящимся к стихам З. Д. С. Усовым присущую З. «известную немощность в литературном проявлении»). Чутким современникам была очевидна непосильность для З. социализированного существования в принципе [ср. строки из письма З., приводимого в статье Е. Я. Архиппова о его поэзии: «Моя душа проникнута вечно-женственным: Лизою Тургенева, Лам<м>ермурской невестой Скотта, усадьбами, старыми садами с гротами, саксонским фарфором, залами с хорами, кружевами старыми, библиотеками с древними рукописями, тайными дверями, ведущими к склепам и подвалам, - что мне становится трудно, очень трудно жить среди людей и в днях» (РГАЛИ. Ф. 1458. Оп. 1. Д. 15. Л. 41-42)], близкая к катастрофической в послерев. годы: З. был выселен из родового имения, лишен должности учителя за то, что в советской школе г. Ардатова преподавал рус. историю, по Н. М. Карамзину и С. М. Соловьеву; к хромоте - следствию болезни, перенесенной в отрочестве, - в 1920-е гг. добавилась и начинающаяся глухота. О «несчастном, разрушенном и все еще живом и страдающем кн. Андрее» в 1920-е гг. пытались хлопотать Усов [«сколько я прочитал в нем и сколько я увидел сквозь него. Его шамкающий, приглушенный, проникновенный голос будет слышен мне всегда, и всегда я буду видеть его худощавую высокую фигуру с палкой, в изломанных, фантастических движениях хромоты», - из письма Усова к Архиппову (нач. сент. 1923); автограф в личном собрании М. Ю. Гоголина], Гершензон, В. Е. Чеши- хин-Ветринский, В. Б. Шкловский. Познакомившись со З. в нач. 1930-х гг., «Мандельштам почуял, что старику...