• Приглашаем посетить наш сайт
    Аксаков К.С. (aksakov-k-s.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "CULTURAL"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Резюме
    Входимость: 6. Размер: 14кб.
    2. Мандельштамовская энциклопедия. О.Э. Мандельштам. Переводы на иностранные языки и рецепция за рубежом. Испанский язык
    Входимость: 5. Размер: 16кб.
    3. Мандельштамовская энциклопедия. О.Э. Мандельштам. Библиография на русском языке (литература об О.Э. Мандельштаме, 1992 год)
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    4. Мандельштамовская энциклопедия. О.Э. Мандельштам. Библиография на русском языке (литература об О.Э. Мандельштаме, 1984 год)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    5. Мандельштамовская энциклопедия. О.Э. Мандельштам. Переводы на иностранные языки и рецепция за рубежом. Армянский язык
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    6. Мандельштамовская энциклопедия. Бродский Иосиф Александрович
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    7. Мандельштамовская энциклопедия. О.Э. Мандельштам. Произведения: стихотворения (библиография, сокращения)
    Входимость: 1. Размер: 120кб.
    8. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Об авторе
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    9. Нильссон Н.А.: «Бессонница...»
    Входимость: 1. Размер: 27кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Резюме
    Входимость: 6. Размер: 14кб.
    Часть текста: оценку этих событий через историко-культурные уподобления с помощью шкалы ценностей. Такой подход позволяет выявить особую нагруженность текстов и одновременно является предпосылкой их мировоззренческой интерпретации. С помощью циклизации стихов Мандельштама и анализа подтекстов, содержащихся в его статьях, удалось показать следующее. Система ценностей раннего Мандельштама складывается под влиянием полемики с символистской эстетикой и в стремлении к идентификации с чаадаевско-соловьевской традицией («русской идеей»), как она воспринималась в начале ХХ века. Не только идеи Чаадаева, Вл. Соловьева (отчасти К. Леонтьеваи Достоевского), но и их интерпретация в культуре «серебряного века» стали отправным пунктом мировоззрения Мандельштама. С первых самостоятельных шагов акмеист Мандельштам полемизирует с символистским панэстетизмом и релятивизмом, настаивая на незыблемости основных этических норм. Отрицание позитивистской теории прогресса, утверждение безусловности личностного начала и экзистенциальной свободы, идей культурного универсализма и исторической преемственности восходят к историософским концепциям Чаадаева, Соловьева и деятелей религиозного возрождения (Вяч. Иванов, Д. Мережковский, Н. Бердяев, М. Гершензон и др.). «Место человека во вселенной», «ценностей незыблемая скала» — опорные понятия раннего Мандельштама, с которыми он вступает в революцию. Произвол и насилие над личностью, уничтожение культурных ценностей Мандельштам оценивает однозначно отрицательно. Бунту и самоубийственной жертвенности революционеров он противопоставляет «труд и постоянство» — идеал «Вех», а расправу с культурным слоем рассматривает как прекращение истории,...
    2. Мандельштамовская энциклопедия. О.Э. Мандельштам. Переводы на иностранные языки и рецепция за рубежом. Испанский язык
    Входимость: 5. Размер: 16кб.
    Часть текста: язык О.Э. Мандельштам. Переводы на иностранные языки и рецепция за рубежом. Испанский язык Творчество О. М. пришло к испаноязычному читателю с большим опозданием. Первая публикация его поэтич. текстов на исп. яз. состоялась в Латинской Америке. Ею стала подборка ст-ний в пер. русско-мексиканской переводчицы Татьяны Бубновой, появившаяся в Мексике в 1984 в сб. мировой поэзии «Cuaderno de Traducciones» («Тетрадь переводов»). В 1991 ее опыты вошли в антологию «Contrapunto a cuatro voces en los caminos del aire. Pequena antologia de cuatro poetas rusos: Anna Ajmatova, Osip Mandelstam, Boris Pasternak, Marina Tsvetaieva» («Контрапункт четырех голосов на дорогах воздуха: небольшая антология четырех русских поэтов: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Марина Цветаева»). В 1987 уругвайский поэт и переводчик Хусто Э. Васко (Justo E. Vasco) выпустил антологию «Poesia sovietica» («Советская поэзия»), куда вошли и стихи О. М. в пер. кубинского поэта Элисео Диего (Eliseo Diego). В 1990 Хосе Венто Молина (Jose Vento Molina) включил стихи О. М. в кн. переводов «Dos siglos de la poesia rusa» («Два века русской поэзии»), вышедшую в моск. изд- ве «Радуга». До конца 1990-х гг. произведения О. М. выходили редко и главным образом в антологиях и периодических изданиях, например в «Quimera. Revista de Literature» («Химера. Литературная газета»), «Debats» («Дебаты»), «Revista de Occidente» («Западная газета»), «La Balsa de la Medusa» («Плот Медузы») и др. В 1998 Хесус Гарсиа Габальдон (Jesus Garcia Gabaldon) выпустил первый сборник переводов из О. М. «Tristia y otros versos» («Tristia и другие стихотворения»), указав в предисловии на непростительное пренебрежение творчеством поэта в испаноязычном мире. А в 1999 он же опубликовал «Cuadernos de Voronezh» («Воронежские тетради») с отрывком из воспоминаний Ахматовой об О. М. «Листки из дневника» в качестве предисловия. В те же самые годы Акилино...
    3. Мандельштамовская энциклопедия. О.Э. Мандельштам. Библиография на русском языке (литература об О.Э. Мандельштаме, 1992 год)
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    Часть текста: плечи кидается век-волкодав...»: (Поэт и время в лирике О. Мандельштама) // Воронежский край и зарубежье. Воронеж, 1992. Анчиполовский З. Особенный завлит: [Мандельштам в Воронеж. обл. драм. театре] // Театральная жизнь. 1992. № 11/12. С. 28-29: портр. Ахматова А. [Письма Н. Харджиеву от 1934 г. и 2 июня 1943 г.] / вступ. ст., публ. и примеч. Э. Бабаева // Тайны ремесла. М., 1992. С. 204, 209. (См. также с. 199; см. также: Примеч. С. 223, 224, 226, 227.) (Ахматовские чтения; Вып. 2.) Ахутин А. Большой народ без малого // Новый круг. К., 1992. № 2. С. 205, 207-208. [Б. п.] [О несостоявшемся докладе М. Шапиро «Об одной тенденции в соврем. мандельштамоведении. В поисках границы мистификациии и аферы» в Государственном литературном музее] // Книжное обозрение. 1992. № 14. 3 апр. С. 2. (По слухам и официально / подгот. Г. Кузьминов.) Бабаев Э. «Где воздух синь...» // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1992. С. 542, 546. Барили Г. Статьи о Пушкине Ахматовой и «Разговор о Данте» Мандельштама // Тайны ремесла. М., 1992. С. 39-47. (Об О. М. см. также с. 160.) (Ахматовские чтения; Вып. 2.) Баскер М. Гумилев, Рабле и «Путешествие в Китай»: К прочтению одного прото-акмеистич. мифа // Н. Гумилев и русский Парнас: Материалы науч. конференции. СПб., 1992. С. 18-19. (Об О. М. см. также с. 43, 84, 95, 113-114, 135.) Бахрах А. По памяти, по записям... II / публ. [и крат. предисл.] Г. Поляка // НЖ. 1992. Кн. 189. С. 349-350, 352. Бежин Л. Евреи и русские // Независимая газета. 1992. 9 апр. С. 5. Беневич Г., Шуфрин А. Введение в поэзию Мандельштама // Патрология. Философия. Герменевтика: Труды / Высш. религ.-филос. школа. СПб., 1992. [Вып.] 1. C. 139234. Берлин И. Встречи с русскими писателями. 1945 и 1956 / пер. с англ. Д. Сегала, Е. Толстой-Сегал, О. Ронена // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1992. С. 524, 526, 527-528. Богатырева С. Завещание // ВЛ. 1992. № 2. С. 250276. (Об истории архива Мандельштама, хранившегося у...
    4. Мандельштамовская энциклопедия. О.Э. Мандельштам. Библиография на русском языке (литература об О.Э. Мандельштаме, 1984 год)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: сб. стихов в Чехословакии) Белова Т. Советская литература 20-30-х годов в кривом зеркале современной американской «советологии» // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1984. № 4. С. 25, 28. Бетаки В. «Тоска по мировой культуре», или «Блаженное бессмысленное слово» // РМ. 1984. 19 янв. С. 9. Битов А. Битва // Кавкасиони. Тб., 1984. Вып. 2. C. 249-257. Бобышев Д. «Ахматовские сироты» // РМ. 1984. 8 марта. С. 11. Будагов Р. Писатели о языке и язык писателей. М., 1984. С. 61. Васина-Гроссман В. Вечер вокальных премьер // Советская музыка. 1984. № 8. С. 31-32, 53: нот. (О вокал. цикле В. Сильвестрова «Четыре песни на стихи О. Мандельштама».) Винокуров Е. Мысли о литературе // Винокуров Е. Аргументы. М., 1984. С. 139, 140, 177-179, 190, 216. Винокуров Е. О.Э. Мандельштам; Мысли о поэзии // Собр. соч. М., 1984. Т. 3. С. 257-259, 370. Войнович В. Если враг не сдается...: Заметки о социалистическом реализме // Страна и мир. Munch., 1984. № 10. С. 53, 59. Гаприндашвили В. [Письмо Б. Пастернаку (1933 г.)] // ЛГр. 1984. № 10. С. 192. (О переводе поэмы Важа Пшавела «Гоготур и Апшина»; в ст. М. Рамишвили и Е. Киасашвили «Сквозь строки писем».) Гаспаров Б. Тридцатые годы - железный век: к анализу мотивов столетнего возвращения у Мандельштама // Cultural mythologies of Russian modernism. Berkeley etc. 1984. C. 150-179. Гаспаров М. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984. С. 222, 230-231, 255, 312. Гаспаров М. Эволюция русской рифмы. Л., 1984. С. 26. Гинзбург Л. Заболоцкий конца двадцатых // Воспоминания о Н. Заболоцком. 2-е изд., доп. М., 1984. С. 148, 149. Григорьев А., Петрова Н. О. Мандельштам. Материалы к биографии // RL. 1984. ?о1. 15. Iss. 1. С. 1-6. [Прил.: Библиография переводов и переложений, выполненных О.Э. Мандельштамом (апр....
    5. Мандельштамовская энциклопедия. О.Э. Мандельштам. Переводы на иностранные языки и рецепция за рубежом. Армянский язык
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: О. М. появились на арм. языке в 1970. В журнале «Советакан граканутюн» («Советская литература») была напечатана подборка ст-ний под общим названием «Армения», переведённая поэтессой Шогик Сафьян (1916-1995). Открывало подборку в качестве эпиграфа стихотворение «Как бык шестикрылый и грозный...». Далее в полном составе следовал цикл «Армения»; заключали подборку ст-ния «Колючая речь араратской долины. » и «Дикая кошка - армянская речь.» Нумерация внутри цикла отсутствовала, и он не был отделён от двух заключительных ст-ний. Примечательно, что по-русски два эти ст-ния увидели свет позднее: «Колючая речь араратской долины» - в Стих-1973, а «Дикая кошка - армянская речь.» - в ст. Г. Кубатьяна «Солнечные часы поэзии» (ЛА. 1974, № 10). Четвёртое и пятое ст-ния цикла («Закутав рот, как влажную розу.» и «Руку платком обмотай.»), скорее всего по недосмотру, поменялись в журнале местами. Свои переводы Ш. Сафьян выполнила в соответствии с оригиналом - рифмованным и белым стихом, а также верлибром. Правда, ст-ние «Закутав рот.» она вопреки подлиннику зарифмовала, а некоторые чрезвычайно длинные строки стихотворения «Не развалины, нет.» разбила на более короткие. Стихотворную подборку сопровождал мемуарный этюд Н. М. «Мы вернулись из Армении.», впервые напечатанный в качестве послесловия к «Путешествию в Армению» (ЛА, 1967, № 3). Следующая подборка стихов О. М. на арм. яз. вошла в сборник «Русская поэзия начала XX века» (1982). Её составили 43 ст-ния. Большинство из них перевёл Рачья Бейлерян (1952-2013). Шесть переводов принадлежат Ш. Сафьян, два - Геворгу Эмину...
    6. Мандельштамовская энциклопедия. Бродский Иосиф Александрович
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: - 28.1.1996, Нью-Йорк, США), поэт, эссеист. По свидетельству самого Б., его знакомство с поэзией О. М. относится к 1960 или 1961, когда Б. прочитал «Камень» (1916) и «Tristia», произведшие на него исключительно сильное впечатление: в библиотеке Ленингр. ун-та (Б. работал в это время на кафедре кристаллографии) он «взял Мандельштама “Камень” (потому что слышал звон о книге с таким названием) и “Tristia”. Ну и, конечно, тут же отключился. Особенно сильное впечатление на меня об ту пору произвели “Лютеранин”, “Петербургские строфы”; неск. стихотворений тогда крепко засели. Вообще есть что-то совершенно потрясающее в первом чтении великого поэта. Ты сталкиваешься не просто с интересным содержанием, а прежде всего - с языковой неизбежностью. <...> После этого ты уже говоришь другим языком». Др. стихотворения О. М. стали известны Б. через 2-3 года; эти же сведения приводятся в интервью Б., данном Е. Б. Рейну (опубл. 1996) и А. Михнику (опубл. 1995). Творчество О. М. младший поэт неизменно оценивал чрезвычайно высоко и отзывался о его поэзии восторженно и с пиететом. По свидетельству хорошей знакомой поэта, Д. Абаевой-Майерс, «что бы он сам не говорил и...
    7. Мандельштамовская энциклопедия. О.Э. Мандельштам. Произведения: стихотворения (библиография, сокращения)
    Входимость: 1. Размер: 120кб.
    Часть текста: игра английская.». Футбол в русской поэзии Серебряного века // НМ. 2014. № 7. Аксенова 1988: Аксенова А. Комментарий к одной цитате из Мандельштама // Тез. докл. конф. по гуманит. и естеств. наукам студ. науч. о-ва: Рус. филология. Тарту, 1988. Аксенова 1991: Аксенова А. «Касатка, милая Кассандра...»: К семантике восприятия образной системы Мандельштама // Graduate Essayson Slavic Languagesand Literatures. Pittsburgh, 1991. Vol. 4. Александров 2000: Александров В. «Куда как страшно нам с тобой»: О сонете и Мандельштаме // РМ. 2000. 24 февраля -1 марта. Алленов 2003: Алленов М. Тексты о текстах. М., 2003. Аляри, Аляри 2013: Аляри В., Аляри М. Сайма. Грани вдохновения (особенности стихотворения О.Э. Мандельштама «О, красавица Сайма, ты лодку мою колыхала.») // Современные гуманитарные исследования. 2013. № 3. Амелин, Мордерер 2000: Амелин Г., Мордерер В. Миры и столкновенья Осипа Мандельштама. М., 2000. Амелин, Мордерер 2009: Амелин Г., Мордерер В. Письма о русской поэзии. М., 2009. Андреева 1995: Андреева М. Армянские фрески Осипа Мандельштама // Вестник Ереванского университета. 1995. № 1. Андреева 1996: Андреева М. О некоторых ключевых образах цикла...
    8. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Об авторе
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Об авторе Об авторе Софья М. Марголина родилась в 1951 г. в Московской области. В 1973 г. она окончила Московский университет по специальности биология и работала в области экологии. С 1986 г. живет в Западном Берлине. Идея книги об Осип Мандельштаме, возникшая в 1980 г., тесно связана с обшей духовной атмосферой Москвы конца 70-х гг., с ощущением пустоты и безвременья окружающей жизни, со стремлением обрести почву, наследуя ценностям культурно значимых авторитетов. Книга «Мировоззрение Осипа Мандельштама» отражает не только личный опыт автора, но и нравственную ориентацию передовой части интеллигенции в тот период. Sofia Margolina was born in 1951 near Moscow. She graduated from Moscow University in 1973 with a degree in biology and worked thereafter in the field of ecology. She has been living in West Berlin since 1986. The idea for the book on Osip Mandel'shtam, which was developed in 1980, is closely connected with the spiritual atmosphere in Moscow at the end of the 1970s, a feeling of emptiness as if time stood still, and a search for moral grounds passed down by significant cultural authorities. Reflecting not only the personal experience of its author, the book “The World View of Osip Mandel'shtam 11 also captures the moral orientation of leading sectors of the 1970s Moscow intelligentsia. Sofia Margolina wurde 1951 in der Nahe von Moskau geboren. Sie studierte an der Moskauer Universitat und schloli mit einer Dissertation im Fach Biofogie ab. Danach arbeitete sie auf okologischem Gebiet. Seit 1986 lebt sie in West-Berlin. Die Idee fur das Buch iiber Osip Mandel’stam geht auf das Jahr 1980 zuriick und steht in engem Zusammenhang mitdergeistigen Atmosphare im Moskau der70er Jahre.mit dem damals herrschenden Gefiihl von Leere und Stillstand und der Suche nach den sittlichen Fundamentcn, wie sie von den GroBen der russischen Kultur formuliert worden waren. Das Buch „Die Weltsicht Osip Mandeb stams“ spiegelt die personliche Erfahrung der Autorin, gibt aberauch AufschluB iiber die Suche nach einer geistigen Orientierung eines fiihrenden Teils der Moskauer Intelligencija der 70er Jahre.
    9. Нильссон Н.А.: «Бессонница...»
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    Часть текста: И с тяжким грохотом подходит к изголовью. Это стихотворение было опубликовано во втором издании «Камня» (1916) и датировано поэтом 1915-ым годом. Как и многие манделыптамовские стихи, оно не имеет названия, но им может быть первое слово — «Бессонница». Это позволяет отнести данное стихотворение к жанру «стихов, написанных во время бессоницы», интересные примеры которых можно найти в литературе многих стран. Что касается русской литературы, то первое стихотворение, которое приходит в голову, это пушкинские «Стихи, сочиненные во время бессонницы». Но в современной Мандельштаму, особенно пост-символистской поэзии практически у каждого значимого поэта есть или одно стихотворение (Ахматова, 1912; Андрей Белый, 1921; Пастернак, 1953), или целый цикл стихов (Анненский, 1904; Вячеслав Иванов, 1911; М. Цветаева, 1923) под названием «Бессонница» или «Бессонницы». Стихотворение Мандельштама не похоже ни на одно из них; следуя этой традиции, оно тем не менее имеет свои неповторимые особенности. Мы чувствуем это с первой же строки. Она содержит три существительных, каждое из которых является самостоятельным предложением. Такие безглагольные предложения можно найти и в русской поэзии XIX века (наиболее известный пример это, конечно, стихотворение Фета «Шепот. Робкое дыханье.»), но в постсимволистской поэзии подобные предложения так часто встречаются, что можно говорить о 3 — 2402 65 стилистическом приеме (Блок: «Ночь, улица, фонарь...»; Пастернак: «Облака. Звезды. И сбоку — шлях и Алеко»; Ахматова: «Двадцать первое....