• Приглашаем посетить наш сайт
    Чарушин (charushin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "CIT"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ковалева И.И., Нестеров А.В.: Пиндар и Мандельштам (к постановке проблемы)
    Входимость: 5. Размер: 18кб.
    2. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 2. «Утро акмеизма», «Камень», «Петр Чаадаев»
    Входимость: 4. Размер: 50кб.
    3. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 3. Поэзия революции. «Tristia»
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    4. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 6. Диалектика небытия: «Памятник» и «Стансы»
    Входимость: 3. Размер: 57кб.
    5. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 4. Статьи 1921-24 годов
    Входимость: 3. Размер: 80кб.
    6. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 1. Ранние опыты. «Камень», «Пушкин и Скрябин»
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    7. Амелин, Мордерер: Миры и столкновенья Осипа Мандельштама. Адмиралтейская игла
    Входимость: 1. Размер: 185кб.
    8. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Введение
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    9. Мандельштамовская энциклопедия. Примечания (том 1)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    10. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Заключение
    Входимость: 1. Размер: 31кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ковалева И.И., Нестеров А.В.: Пиндар и Мандельштам (к постановке проблемы)
    Входимость: 5. Размер: 18кб.
    Часть текста: влияние пиндаровского стиха (или, вернее, сделанного верлибром немецкого перевода И. Тихо Моммзена) на данное стихотворение 2 , а С. Бройд видит здесь связь с несколькими конкретными одами (см. ниже); образ «вставших на дыбы» «квадриг» из стихотворения «Декабрист» С. Бройд возводит к V Пифийской оде 3 , и т. п. В продолжение этой темы обратимся к стихотворению «На каменных отрогах Пиерии...». Античные параллели к нему (прежде всего, конечно, фрагменты Сапфо) указаны исследователями 4 , но нам представляется необходимым назвать здесь еще одно имя — Пиндар, II Олимпийская ода, ст. 6075 как возможный источник финальной строфы разбираемого стихотворения Мандельштама. Сопоставим тексты: Поит дубы холодная криница, Простоволосая шумит трава, На радость осам пахнет медуница. О где же вы, святые острова, Где не едят надломленного хлеба, Где только мед, вино и молоко, Скрипучий труд не омрачает неба, И колесо вращается легко. «Всегда — равно ночью и днем — при солнце, достойные <души> принимают беструдную жизнь, ни землю не беспокоя силой рук, ни морскую воду из-за пустого пропитания... ... Там дуновения Океана овевают Остров Блаженных; золотые...
    2. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 2. «Утро акмеизма», «Камень», «Петр Чаадаев»
    Входимость: 4. Размер: 50кб.
    Часть текста: ценности. « ...мироощущение для художника орудие и средство, как молоток в руках каменщика ...» (Утро акмеизма). Итак, манифест провозглашает ценность «слова как такового», являющегося «чудовищно-уплотненной реальностью» поэзии. «Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов». Эстетизация смысла, Логоса, необходима для отталкивания от символизма, который релятивизировал смысл, эстетизируя интуитивные, мистические, внелогические или психологические элементы языка. Поэтому заявлена установка на «константу» слова, его историческую семантику и одновременно воздержание от футуристического произвола: разрушения слова во имя обновления смысла. Средство сохранения Логоса Мандельштам, вслед за М. Кузминым, усматривает в сбалансированности, рациональности построения произведения, в уподоблении его архитектурному сооружению, где расчет не противоречит вдохновению, а находится с ним в диалектическом единстве. «Мы учимся ... кладке камней в том здании, зодчими которого хотим быть; и нам должно иметь зоркий глас, верную руку, и легкое чувство планомерности, перспективы, случайности ... ».2 Метафора зодчества как строительства поэзии подхвачена и развита Мандельштамом не только в манифесте, но и в сборнике «Камень». «Акмеизм для тех, кто, обуянный духом...
    3. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 3. Поэзия революции. «Tristia»
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    Часть текста: имена цветущих городов Ласкают слух значительностью бренной. Не город Рим живет среди веков, А место человека во вселенной. Им овладеть пытаются цари, Священники оправдывают войны, И без него презрения достойны, Как жалкий сор, дома и алтари. № 66 В переломный момент истории, когда разведены мосты между прошлым и настоящим, поэт провозглашает абсолютную ценность человеческой личности. Это — манифест «оплевываемого некоторыми «скифами» гуманизма».2 В стихотворении присутствуют косвенные указания на перекличку с блоковской «Равенной». Несколько одинаковых или семантически тождественных понятий: «бренной», «дома>>, название итальянского города «Рим» и «Равенна», у Блока упоминаются «Римские ворота». Кроме того, «цветущих» — это каламбур, обыгрывающий название итальянского города Флоренция. В описании Блока итальянский город предстает опустошенным, это «чистая» археология, почти лишенная субъекта истории — человека. Равенна загромождена воротами, базиликами, гробницами, саркофагами, гробовыми залами. Сквозь нагромождение этой тысячелетней мертвой культуры сегодняшняя жизнь представляется Блоку нежизнью : А виноградные пустыни, Дома и люди — все гроба. История предстает, как постоянное отмирание, отступление жизни. Но сам Блок своей «тезе» пртивопоставляет «антитезу»: помимо уснувшей древности существует непреходящее — залог будущего и само будущее. Это непреходящее — вечное — как бы существует на стыке со смертью, но ведь без смерти и нельзя отделить временное от вечного. А виноградные пустыни, Дома и люди — все...
    4. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 6. Диалектика небытия: «Памятник» и «Стансы»
    Входимость: 3. Размер: 57кб.
    Часть текста: в Чердынь, а оттуда переведен в Воронеж. Психическое потрясение, трудные условия быта, отторженность от привычной среды — все это образует поле жизненных обстоятельств, делающих нелегким анализ взглядов Мандельштама 35-37 годов. Укоренилась точка зрения, что все тексты одического, «верноподданнического» содержания были написаны исключительно в прагматических целях, для облегчения собственной участи, а довольно высокий уровень ряда таких «од» определяется высоким профессионализмом автора. і С другой стороны, стихи этого периода, «правильно» (с точки зрения сегодняшнего читателя) осмысляющие реальность, их высокий трагизм и предвосхищающий гибель катарсис — якобы отвечают подлинному мироощущению поэта. В них он — настоящий. Такие размышления, конечно, небезосновательны и имеют под собой реальную почву. Но главное, чего им не хватает, это взгляда, не морализирующего над поступками (стихами), а пытающегося понять их как момент пересечения индивидуальной судьбы поэта с исторической реальностью. В...
    5. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 4. Статьи 1921-24 годов
    Входимость: 3. Размер: 80кб.
    Часть текста: статьи, а также сборники стихов «Камень» и «Tr i s t i а». Это представитель^ часть корпуса текстов поэта в плане анализа его мировоззрения. Немногочисленные статьи Мандельштама — не обычная проходная публицистика. Не только «Утро акмеизма», но почти все они — манифесты, провозглашающие существенныедля поэта принципы отношения к миру, «ценностей незыблемую скалу». Выражаясь метафорически, они, как бакены, указывающие фарватер на реке. Но что этабылаза река? Все авторы, кому наследует или с кем полемизирует М., принадлежат к течениюрусской культуры, родоначальником которого можно считать Чаадаева: Герцен и славянофилы, Соловьев и Достоевский, русские религиозные мыслители начала ХХ века и русские символисты. Бердяев назвал его «русской идеей» Для большинства представителей этого течения характерны некоторые общие идеи, а именно: отрицание позитивизма, признание сверхценности человеческой личности, идея христианского универсализма и всеединства, отрицание буржуазности, мессианизм. Этой традиции в целом были присущи аристократизм и консерватизм. Не все представления, выросшие из нее, повлияли на Мандельштама. Так, ему осталась, по-видимому, чужда, если не враждебна, мессианская идея. Сдержанно относился поэт и к критике капитализма, принимая ее пафос (например, леонтьевский), но не суть. Но на мандельштамовское отношение к позитивизму во всех формах и проявлениях, к человеческой личности и культурному единству чадааевская традиция наложила сильный отпечаток. Мысля идеал государства как иерархически организованную теократию, а историю как «лестницу Иакова», Мандельштам опирается на воззрения Чаадаева, Леонтьева, Соловьева. Говоря о «месте...
    6. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Глава 1. Ранние опыты. «Камень», «Пушкин и Скрябин»
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    Часть текста: с масштабным историческим мышлением. Сложная картина мира явно не укладывалась у него в рамках одного стихотворения. Возникала потребность вернуться к затронутой теме, подойти к ней с различных сторон, «проиграть» мысль через разнообразные метафоры. Так возникал «цикл», этап. 1 Он мог быть «синхронным», то есть созданным на небольшом временном отрезке, когда какая-то идея или круг представлений властно владели поэтом. В этом случае стихи шли один за другим. Но цикл мог быть и асинхронным, состоящим из стихов, написанных в разное время. Опознать его бывает труднее, ибо основания для отнесения тех или иных текстов к одному циклу во многом зависят от позиции исследователя и потому субъективны. Кроме того, для Мандельштама, как, впрочем, для большинства крупных поэтов начала века, характерна попытка прозаической самоинтерпретации, стремление выйти из лирической замкнутости к общественности с помощью программных статей. Исследователи часто отмечают присущее Мандельштаму повторение одних и тех же высказываний в ряде статей и стихов, создающее впечатление «единого творческого потока»2^ При этом появляется соблазн истолкования сложных поэтических текстов с помощью более понятных прозаических отрывков, содержащих сходные идеи. Возникает...
    7. Амелин, Мордерер: Миры и столкновенья Осипа Мандельштама. Адмиралтейская игла
    Входимость: 1. Размер: 185кб.
    Часть текста: образ города, свободный от всяких идей, настроений, фантазий передает один О. Мандельштам. В его чеканных строфах, посвященных Адмиралтейству, мы находим отклик на увлечение архитектурой ‹…› Спокойно торжество человеческого гения. Империалистический облик Петербурга выступает вновь, введенный без пафоса, но со спокойным приятием”. М. Л. Гаспаров уточняет: “Здесь преодоление времени переходит в преодоление пространства: раскрываются три измерения, открывается пятая стихия, не космическая, а рукотворная: красота”. Однако и “Петербургские строфы” и “Адмиралтейство” – стихи о попрании всяких человеческих правил, установлений природы и государственных законов. Пятая стихия – вовсе не красота, и чистой образностью здесь и не пахнет. “Адмиралтейство” было впервые опубликовано в журнале “Аполлон” (1914, № 10). Сохранилось два беловых автографа (архивы Мандельштама и Лозинского). При публикации была отброшена пятая строфа и внесены некоторые изменения. Приведем текст белового автографа:   В столице северной томится пыльный тополь, Запутался в листве прозрачный циферблат, И в темной зелени потерянный акрополь Настроил мысль мою на величавый лад. Ладья воздушная и мачта-недотрога, Служа линейкою преемникам Петра, Он учит: красота – не воля полубога, А хищный глазомер простого...
    8. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Введение
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: густопсовая сволочь пишет. Какой я к черту писатель! Пошли вон, дураки!» О. Мандельштам. «Четвертая проза», 1930 Введение Осип Мандельштам как поэт сформировался в эпоху расцвета русского модернизма. Это был неповторимый период бурного развития капитализма, когда веками скованные духовные силы общества буквально вырвались наружу, как пар из котла. Невиданными скоростями строились и европеизировались города, быстро возрастала грамотность населения. То, на что Европе понадобилось 200 лет, в России осуществилось за 50. Промышленная революция, потревожившая огромный первобытный слой крестьян и полудеревенские дремлющие города и веси была болезненным процессом для тысяч и тысяч людей разных званий, отор- ванныхот неподвижной и понятной «почвы» и вовлеченных в круговорот урбанизации и создания новых общественных отношений. Изменение скоростей и образа жизни, утрата традиционных ценностей на капиталистическом рынке, эрозия старого и привычного стали сложной и плодотворной почвой, на которой выросла реакция на модернизацию в сфере культуры — модерн. Этот закономерный и протекавший тогда в европейском масштабе процесс имел в России и фундаментальные черты сходства, и существенные различия с другими странами. Одно из важнейших отличий: слабость буржуазных социально-экономических институтов на фоне разноукладности и гражданской незрелости общества и, как следствие — катастрофичность модернизации в России, небывалый стресс и страх свободы. У же народничество было реакцией на проникновение в крестьянскую Россию элементов капиталистического развития. Но к концу века эта демократическая реакция на идущую с Запада угрозу уступает место...
    9. Мандельштамовская энциклопедия. Примечания (том 1)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    Часть текста: Соч.: В 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 207. 9 Там же. С. 216. 6 СС 4. Т. 3. С. 399. 7 Мандельштам Н. Я. Т. 2. С. 493. 8 Мандельштам Н. Я. Т. 1. С. 339. 9 СС 4. Т. 3. С. 132. 10 Мандельштам Н. Я. Т. 2. С. 502. 11 Герштейн Э. Г. Мемуары. СПб., 1998. С. 46. См. также: Мандельштам Н. Я. Т. 1. С. 234-235. 12 СС 4. Т. 3. С. 230. 13 Микушевич В. Опыт личного бессмертия в поэзии Осипа Мандельштама // Слово и судьба. С. 313. 14 СС 4. Т. 3. С. 240. 15 Там же. С. 367. 16 Rilkes Sonette an Orpheus // Erlautert von Hermann Morchen. 17 Stuttg., 1958. P. 448. 18 Гинзбург Л. Человек за письменным столом. Л., 1989. С. 145. 19 Иванов В. Собр. соч. Брюссель, 1979. Т. III. С. 386. 20 СС 4. Т. 3. С. 217. 21 Там же. С. 251. 22 Мандельштам Н. Я. Т. 1. С. 149-150. 8 Мандельштам Н. Я. Т. 1. С. 267. 9 Там же. С. 320. 10 Там же. С. 339. 24 Мандельштам Н. Я. Т. 2. С. 418. 25 СС 4. Т. 3. С. 234. 26 Иванов В. Указ. соч. Т. III. С. 386. 27 СС 4. Т. 3. С. 401. 28 Мандельштам Н. Я. Т. 2. С. 259. 29 Мандельштам Н. Я. Т. 1. С. 529. 30 Вдова поэта Сергея Клычкова, В. Н. Горбачева, рассказывает: «Я имела неосторожность назвать его мастером формы или мастером...
    10. Марголина С.М.: Мировоззрение Осипа Мандельштама. Заключение
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    Часть текста: Акмеизм не создал школы и если и имел подражателей, то не последователей. Кроме того, сам Цех поэтов был довольно немногочислен. И в сознании послереволюционного поколения осталось всего три имени: Ахматова, Гумилев и Мандельштам. И все же, помимо деклараций и лозунгов, было нечто, глубоко отличавшее этих акмеистов от символистов или другой мощной ветви русского модерна — футуризма. И это отличие изначально лежит не только в плоскости поэтики, но и в особом отношении к действительности, в признании ценности современного (данного) мира и сегодня существующего человека, каков он есть. Революционизм модерна, его устремленность — в светлое будущее ли, в надмирные высоты — как-то миновали тех, кто причислил себя к Цеху поэтов. Чтобы выяснить, почему это произошло, пришлось бы написать еще одну книгу. Важно, однако, следующее: вихрь «переоценки ценностей» пронесся мимо них. Этим поэтам было присуще твердое знание немногих, но важных мировоззренческих принципов, некая цельность, которую не смогли разрушить даже самые тяжкие обстоятельства. Подтверждение чему — их жизнь и судьба. В «Утре акмеизма» изящно и афористично прозвучала формула средневековой культуры, «столь чуждой по духу «равенству и братству» Великой Революции»: « ... нет равенства, нет соперничества, есть сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Можно ли было представить, что всего через несколько лет этот троп нальется кровью Гумилева, участвовавшего в заговоре «против пустоты и небытия». А еще через положенный кем-то срок «не смогший молчать» Мандельштам выкрикнет свой «опальный стих» — и поплатится за него жизнью. «Акмеизма нет совсем, — напишет Мандельштам в 1923 г. в частном письме, — Он хотел быть лишь «совестью поэзии». Вероятно, такой неожиданный и почти необъяснимый в век модерна примат...