Поиск по творчеству и критике
Cлово "AMOR"
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Часть текста: Е.В.: Осип Мандельштам - философия слова и поэтическая семантика. 2.1. Принцип тождества: слово — камень в «крестовом своде» Глава 2. Семантические принципы поэтики 2.1. Принцип тождества: слово — камень в «крестовом своде» Где-то на рубеже 1912 г. Мандельштам изживает макрообразные тенденции, и постепенно в художественный мир его стихотворений входят образы городской повседневности, квартирного интерьера, о чем, впрочем, много писалось в критике. Одним из первых в этом ряду стоит Н. Гумилев: «Встречные похороны, старик, похожий на Верлена, зимний Петроград, Адмиралтейство, дворники в тяжелых шубах, — все приковывает его внимание... Все для него чисто, все предлог для стихотворения: и прочитанная книга <...> («Домби и сын»), и лубочная романтика кинематографических пьес («Кинематограф»), концерт Баха, газетная заметка об имябожцах, дачный теннис и т.д. и т.д. Хотя чаще всего он думает об архитектуре, о твердынях парижской Notre Dame и Айя-Софии» (Гумилев, 1991. Т. 3. С. 159). На уровне семантики, с одной стороны, возникает проблема перехода от разговорно-бытовой речи и повседневной образности к речи поэтической, гиератической, то есть проблема преображения обычного слово в слово стиховое. С другой стороны, существует проблема перехода от общих понятий символистского толка (вечность, бездна, пучина мировая) к образам вещного мира, именно последнее определяет, по мнению исследователей, отличие поэтики Мандельштама периода организационного оформления акмеизма от его ранней, доакмеистической поэтики. «В отличие от символистов,...
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Часть текста: др. поэтов пушкинской поры. В. как поэт являлся одним из наиб. последоват. сторонников эстетики неоклассицизма. Этим объясняется нек-рая творч. общность В. и О. М. при отсутствии человеч. близости. Круг знакомств в 1900-10-е гг. (Вяч. И. Иванов, А. А. Ахматова, Блок, В. Я. Брюсов и др.) повлиял на появление сходных черт поэтики обоих авторов. Так, напр., О. М. и В. используют один и тот же образ из поэзии Данте - любви, движущей всем в мире. В. пишет: «L’Amor che move il sole e l’altre stelle. L’Amor - сила движущая, вдохновительная, певучая, ею движутся: il sole - сила творящая, дающая свет, и цвет, и образ, живописующая; и - l’altre stelle - силою, дающей свет, засвеченные - силы, дающие познание и правящие волей живущего. И как Любовию движется солнце, так Солнцем воспламеняются - как и оно движимые любовью - Другие Звёзды. Одна из этих звёзд - звезда Поэта. Луч её - слова его». Здесь явная перекличка с образным строем стих. О. М. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.» (1915). Следует обратить внимание и на сам факт интереса О. М. и В. к поэзии Баратынского, а также А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. Можно также предположить, что произведения В. оказали влияние на «Стихи о русской поэзии» и на «[Восьмистишия]» О. М. В. и О. М. публиковались в альманахе «Лирический круг». С нач. 1920-х гг. В., как ...
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: имя О. и возникают мотивы из его стихов («Скорбные элегии», кн. III, элегии 10, 12), - это стих. «О временах простых и грубых...» (1914) (см.: М е ц. С. 303). В 1915 О. М. от лица сосланного О. и с проекцией на стих. А. С. Пушкина «К Овидию» написал оптимистич. стих. «С веселым ржанием пасутся табуны.» (см.: Террас; Пшыбыльский;Лекманов). Пессимистич. вариант последнего послания О. Августу Ок- тавиану, вероятно, представляет собой тогда же написанное стих. О. М. «Негодованье старческой кифары.» (окт. 1915). М. Л. Гаспаров и О. Ронен находят параллели у О. к строкам «Мы в легионы боевые // Связали ласточек» (ср. у О.: Amor., ср. кн. I, элегия 2, стр. 25-26) и «Земля плывет. Мужайтесь, мужи» (ср. у О.: Trist., кн. I, элегия 4, стр. 3-4; Trist., кн. V, элегия 2, стр. 62) из стих. О. М. «Прославим, братья, сумерки свободы.» (1918) (Ронен. С. 139). Заглавие программного стих. О. М. «Tristia» (1918) повторяет заглавие «Скорбных элегий» О., мотивы к-рых, особенно элегии 3 (из кн. I), варьируются в 1-й строфе стих. О. М. (заглавие для второй книги О. М., названной по этому стих., было предложено М. А. Кузминым ; ср., впрочем, со свидетельством К. И. Чуковского, к-рый утверждал, что О. М. сам хотел «назвать свою вторую книгу “Tristia” (то есть, по Овидию, “Скорбные песни”)» (Мандельштам и его время. С. 200); подробнее о стих. О. М. «Tristia» и его связях с поэзией О. см.: Ошеров; Гаспаров. С. 759). Своеобразный комментарий к своему стих. «Tristia» О. М. дал в ст. «Слово и культура» (1921), где фрагмент «Цыган» Пушкина, изображающий О., цитируется рядом с 1-4-й строками 3-й элегии I кн. «Скорбных элегий» (1. С. 212), а также перечисляются ключевые образы всей этой элегии О.: «любовник в тишине путается в нежных именах», «слова и волосы», «петух, который прокричал за окном» (Там же. С. 214). В эссе «О природе слова» (1921-22)...
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Часть текста: считается Б(еатр)иче Пор- тинари), редких встречах с ней и предчувствии ее смерти (1290). Излагая эту историю и в прозе, и в стихах - в виде выдержанных в новом сладостном стиле сонетов и канцон, придал традиционной для Средневековья куртуазной лирике новые, автобиографические, формы. Подхваченное Ф. Петраркой, это направление было продолжено сначала европейской, а с середины XVIII - нач. XIX вв. - и русской литературой. Самое знаменитое сочинение Д. - «Комедия» (13041321), поэма в жанре «видения». С подачи Дж. Боккаччо она получила эпитет «божественная». Перу Д. принадлежат также трактаты, на латинском и итальянском языках. Один из них - «Пир» (1304-1307; не окончен, на итал. языке), с комментариями к стихам, элементами автобиографии и учеными заметками. Славу Д.-писателя упрочила его биография. Как политический деятель Флоренции из партии белых гвельфов он в 1300 избирался приором, что, по его словам, положило начало его бедствиям. В 1302, во время посольской миссии в Рим, был лишен гражданства пропапской партией черных гвельфов, совершившей переворот во Флоренции. Вынужденный в течение двух следующих десятилетий скитаться по разным городам Италии, поначалу вел борьбу за реставрацию прежней власти в родном городе, но не преуспел в этом. На предложение вернуться, принеся публичное покаяние за антифлорентийские действия, ответил отказом....
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: Москва - 5.9.1993, там же), писательница. Родилась в семье дир. Румянцевского музея, основателя Музея изящных иск-в им. Александра III, проф. И. В. Цветаева. Младшая сестра М. И. Цветаевой. В юности писала филос. прозу: «Королевские размышления» (1915), «Дым, дым, дым» (1916). В круг общения Ц. входили философы В. В. Розанов, Л. Шестов, Н. А. Бердяев ; она была дружна с М. Горьким, благодаря заступничеству к-рого (а также Е. Пешковой и Б. Л. Пастернака) была освобождена вскоре после ареста в апр. 1933. Вторично арестована по надуманному обвинению в 1937 и через 5 месяцев отправлена в лагерь Д. Восток. Освобождена из лагеря в 1947. В 1948 вновь арестована и сослана на вечное поселение в дер. Пихтовка Новосибирской обл. Освобождена в 1953, реабилитирована в 1959. Тогда же вернулась в Москву. Ее возвращение в лит-ру произошло в 1966 после начала публикации отрывков из кн. «Воспоминания» в «Новом мире» (в 1971-2002 - 5 изд.). Ц. - автор автоби- огр. прозы: пов. «Моя Сибирь» (1988), роман «Amor» (1991; обе книги написаны в лагере), кн. рассказов «О чудесах и чудесном» (1991) В 1995 вышла кн. стихов Ц. «Мой единственный сборник» Первая встреча Ц. и О. М., положившая начало их многолетней дружбе,...
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: Коктебель 1914–1915) 7. Рим и внутренняя свобода (Петроград / Коктебель 1914–1915) Мандельштам-студент. Гомер: сказочное чтение. Мандельштам и античные авторы Дебют эссеиста: очерк «О собеседнике». Поэзия «письмо в бутылке», предназначенное будущему. «Поэзия есть сознание своей правоты». Открытие первого западника: статья о философе Петре Чаадаеве. Гимн «внутренней свободе» и «возвращение в Россию». «Католический этап» и стихи о Риме 1913–1915 годов. Август 1914 года: Первая мировая война. Мандельштам-европеец. Первое антивоенное стихотворение. Осуждение национализма и утопическое понимание поэзии как братского союза: статья об Андре Шенье. Декабрь 1914 года: поездка в Варшаву, посещение гетто. Незадачливый санитар среди раненых. Стихотворение об Оссиане и чужие маски. Мечтатель Иосиф и изгнанник Овидий — тождественные фигуры. Евхаристия и «небывалая свобода». Лето 1915 года: первое пребывание в Крыму; «вторая Греция». Дом Максимилиана Волошина в Коктебеле — убежище для художников. Крымский миф Мандельштама. Воспоминание об Овидии и стихотворение «Бессонница». Троянская и Первая мировая: военные корабли в крымских гаванях. Море, Гомер, Данте и всесилие любви. В суете петербургской богемной жизни и словесных баталий между символистами, акмеистами и футуристами студент Мандельштам почти исчез из виду. Между тем, крещение, принятое им в Финляндии (май 1911 года), разрушило последнюю преграду на его пути в Петербургский университет. 10 сентября 1911 года Мандельштам записывается на историко-филологический факультет по отделению романских языков. Как студент-романист он обязан был к концу первого года обучения сдать дополнительный экзамен по древнегреческому языку, поскольку Тенишевское училище с его естественнонаучным и коммерческим уклоном не предусматривало такого курса. Его...