• Приглашаем посетить наш сайт
    Черный Саша (cherny-sasha.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "AMOR"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Кихней Л.Г., Меркель Е.В.: Осип Мандельштам - философия слова и поэтическая семантика. 2.1. Принцип тождества: слово — камень в «крестовом своде»
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    2. Мандельштамовская энциклопедия. Верховский Юрий Никандрович
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    3. Мандельштамовская энциклопедия. Овидий Публий Назон
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    4. Мандельштамовская энциклопедия. Данте Алигьери
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    5. Мандельштамовская энциклопедия. Цветаева Анастасия Ивановна
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    6. Ральф Дутли: "Век мой, зверь мой". Осип Мандельштам. Биография. 7. Рим и внутренняя свобода (Петроград / Коктебель 1914–1915)
    Входимость: 1. Размер: 38кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кихней Л.Г., Меркель Е.В.: Осип Мандельштам - философия слова и поэтическая семантика. 2.1. Принцип тождества: слово — камень в «крестовом своде»
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    Часть текста: Е.В.: Осип Мандельштам - философия слова и поэтическая семантика. 2.1. Принцип тождества: слово — камень в «крестовом своде» Глава 2. Семантические принципы поэтики 2.1. Принцип тождества: слово — камень в «крестовом своде» Где-то на рубеже 1912 г. Мандельштам изживает макрообразные тенденции, и постепенно в художественный мир его стихотворений входят образы городской повседневности, квартирного интерьера, о чем, впрочем, много писалось в критике. Одним из первых в этом ряду стоит Н. Гумилев: «Встречные похороны, старик, похожий на Верлена, зимний Петроград, Адмиралтейство, дворники в тяжелых шубах, — все приковывает его внимание... Все для него чисто, все предлог для стихотворения: и прочитанная книга <...> («Домби и сын»), и лубочная романтика кинематографических пьес («Кинематограф»), концерт Баха, газетная заметка об имябожцах, дачный теннис и т.д. и т.д. Хотя чаще всего он думает об архитектуре, о твердынях парижской Notre Dame и Айя-Софии» (Гумилев, 1991. Т. 3. С. 159). На уровне семантики, с одной стороны, возникает проблема перехода от разговорно-бытовой речи и повседневной образности к речи поэтической, гиератической, то есть проблема преображения обычного слово в слово стиховое. С другой стороны, существует проблема перехода от общих понятий символистского толка (вечность, бездна, пучина мировая) к образам вещного мира, именно последнее определяет, по мнению исследователей, отличие поэтики Мандельштама периода организационного оформления акмеизма от его ранней, доакмеистической поэтики. «В отличие от символистов,...
    2. Мандельштамовская энциклопедия. Верховский Юрий Никандрович
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: др. поэтов пушкинской поры. В. как поэт являлся одним из наиб. последоват. сторонников эстетики неоклассицизма. Этим объясняется нек-рая творч. общность В. и О. М. при отсутствии человеч. близости. Круг знакомств в 1900-10-е гг. (Вяч. И. Иванов, А. А. Ахматова, Блок, В. Я. Брюсов и др.) повлиял на появление сходных черт поэтики обоих авторов. Так, напр., О. М. и В. используют один и тот же образ из поэзии Данте - любви, движущей всем в мире. В. пишет: «L’Amor che move il sole e l’altre stelle. L’Amor - сила движущая, вдохновительная, певучая, ею движутся: il sole - сила творящая, дающая свет, и цвет, и образ, живописующая; и - l’altre stelle - силою, дающей свет, засвеченные - силы, дающие познание и правящие волей живущего. И как Любовию движется солнце, так Солнцем воспламеняются - как и оно движимые любовью - Другие Звёзды. Одна из этих звёзд - звезда Поэта. Луч её - слова его». Здесь явная перекличка с образным строем стих. О. М. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.» (1915). Следует обратить внимание и на сам факт интереса О. М. и В. к поэзии Баратынского, а также А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. Можно также предположить, что произведения В. оказали влияние на «Стихи о русской поэзии» и на «[Восьмистишия]» О. М. В. и О. М. публиковались в альманахе «Лирический круг». С нач. 1920-х гг. В., как ...
    3. Мандельштамовская энциклопедия. Овидий Публий Назон
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: имя О. и возникают мотивы из его стихов («Скорбные элегии», кн. III, элегии 10, 12), - это стих. «О временах простых и грубых...» (1914) (см.: М е ц. С. 303). В 1915 О. М. от лица сосланного О. и с проекцией на стих. А. С. Пушкина «К Овидию» написал оптимистич. стих. «С веселым ржанием пасутся табуны.» (см.: Террас; Пшыбыльский;Лекманов). Пессимистич. вариант последнего послания О. Августу Ок- тавиану, вероятно, представляет собой тогда же написанное стих. О. М. «Негодованье старческой кифары.» (окт. 1915). М. Л. Гаспаров и О. Ронен находят параллели у О. к строкам «Мы в легионы боевые // Связали ласточек» (ср. у О.: Amor., ср. кн. I, элегия 2, стр. 25-26) и «Земля плывет. Мужайтесь, мужи» (ср. у О.: Trist., кн. I, элегия 4, стр. 3-4; Trist., кн. V, элегия 2, стр. 62) из стих. О. М. «Прославим, братья, сумерки свободы.» (1918) (Ронен. С. 139). Заглавие программного стих. О. М. «Tristia» (1918) повторяет заглавие «Скорбных элегий» О., мотивы к-рых, особенно элегии 3 (из кн. I), варьируются в 1-й строфе стих. О. М. (заглавие для второй книги О. М., названной по этому стих., было предложено М. А. Кузминым ; ср., впрочем, со свидетельством К. И. Чуковского, к-рый утверждал, что О. М. сам хотел «назвать свою вторую книгу “Tristia” (то есть, по Овидию, “Скорбные песни”)» (Мандельштам и его время. С. 200); подробнее о стих. О. М. «Tristia» и его связях с поэзией О. см.: Ошеров; Гаспаров. С. 759). Своеобразный комментарий к своему стих. «Tristia» О. М. дал в ст. «Слово и культура» (1921), где фрагмент «Цыган» Пушкина, изображающий О., цитируется рядом с 1-4-й строками 3-й элегии I кн. «Скорбных элегий» (1. С. 212), а также перечисляются ключевые образы всей этой элегии О.: «любовник в тишине путается в нежных именах», «слова и волосы», «петух, который прокричал за окном» (Там же. С. 214). В эссе «О природе слова» (1921-22)...
    4. Мандельштамовская энциклопедия. Данте Алигьери
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    Часть текста: считается Б(еатр)иче Пор- тинари), редких встречах с ней и предчувствии ее смерти (1290). Излагая эту историю и в прозе, и в стихах - в виде выдержанных в новом сладостном стиле сонетов и канцон, придал традиционной для Средневековья куртуазной лирике новые, автобиографические, формы. Подхваченное Ф. Петраркой, это направление было продолжено сначала европейской, а с середины XVIII - нач. XIX вв. - и русской литературой. Самое знаменитое сочинение Д. - «Комедия» (13041321), поэма в жанре «видения». С подачи Дж. Боккаччо она получила эпитет «божественная». Перу Д. принадлежат также трактаты, на латинском и итальянском языках. Один из них - «Пир» (1304-1307; не окончен, на итал. языке), с комментариями к стихам, элементами автобиографии и учеными заметками. Славу Д.-писателя упрочила его биография. Как политический деятель Флоренции из партии белых гвельфов он в 1300 избирался приором, что, по его словам, положило начало его бедствиям. В 1302, во время посольской миссии в Рим, был лишен гражданства пропапской партией черных гвельфов, совершившей переворот во Флоренции. Вынужденный в течение двух следующих десятилетий скитаться по разным городам Италии, поначалу вел борьбу за реставрацию прежней власти в родном городе, но не преуспел в этом. На предложение вернуться, принеся публичное покаяние за антифлорентийские действия, ответил отказом....
    5. Мандельштамовская энциклопедия. Цветаева Анастасия Ивановна
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: Москва - 5.9.1993, там же), писательница. Родилась в семье дир. Румянцевского музея, основателя Музея изящных иск-в им. Александра III, проф. И. В. Цветаева. Младшая сестра М. И. Цветаевой. В юности писала филос. прозу: «Королевские размышления» (1915), «Дым, дым, дым» (1916). В круг общения Ц. входили философы В. В. Розанов, Л. Шестов, Н. А. Бердяев ; она была дружна с М. Горьким, благодаря заступничеству к-рого (а также Е. Пешковой и Б. Л. Пастернака) была освобождена вскоре после ареста в апр. 1933. Вторично арестована по надуманному обвинению в 1937 и через 5 месяцев отправлена в лагерь Д. Восток. Освобождена из лагеря в 1947. В 1948 вновь арестована и сослана на вечное поселение в дер. Пихтовка Новосибирской обл. Освобождена в 1953, реабилитирована в 1959. Тогда же вернулась в Москву. Ее возвращение в лит-ру произошло в 1966 после начала публикации отрывков из кн. «Воспоминания» в «Новом мире» (в 1971-2002 - 5 изд.). Ц. - автор автоби- огр. прозы: пов. «Моя Сибирь» (1988), роман «Amor» (1991; обе книги написаны в лагере), кн. рассказов «О чудесах и чудесном» (1991) В 1995 вышла кн. стихов Ц. «Мой единственный сборник» Первая встреча Ц. и О. М., положившая начало их многолетней дружбе,...
    6. Ральф Дутли: "Век мой, зверь мой". Осип Мандельштам. Биография. 7. Рим и внутренняя свобода (Петроград / Коктебель 1914–1915)
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    Часть текста: Коктебель 1914–1915) 7. Рим и внутренняя свобода (Петроград / Коктебель 1914–1915) Мандельштам-студент. Гомер: сказочное чтение. Мандельштам и античные авторы Дебют эссеиста: очерк «О собеседнике». Поэзия «письмо в бутылке», предназначенное будущему. «Поэзия есть сознание своей правоты». Открытие первого западника: статья о философе Петре Чаадаеве. Гимн «внутренней свободе» и «возвращение в Россию». «Католический этап» и стихи о Риме 1913–1915 годов. Август 1914 года: Первая мировая война. Мандельштам-европеец. Первое антивоенное стихотворение. Осуждение национализма и утопическое понимание поэзии как братского союза: статья об Андре Шенье. Декабрь 1914 года: поездка в Варшаву, посещение гетто. Незадачливый санитар среди раненых. Стихотворение об Оссиане и чужие маски. Мечтатель Иосиф и изгнанник Овидий — тождественные фигуры. Евхаристия и «небывалая свобода». Лето 1915 года: первое пребывание в Крыму; «вторая Греция». Дом Максимилиана Волошина в Коктебеле — убежище для художников. Крымский миф Мандельштама. Воспоминание об Овидии и стихотворение «Бессонница». Троянская и Первая мировая: военные корабли в крымских гаванях. Море, Гомер, Данте и всесилие любви. В суете петербургской богемной жизни и словесных баталий между символистами, акмеистами и футуристами студент Мандельштам почти исчез из виду. Между тем, крещение, принятое им в Финляндии (май 1911 года), разрушило последнюю преграду на его пути в Петербургский университет. 10 сентября 1911 года Мандельштам записывается на историко-филологический факультет по отделению романских языков. Как студент-романист он обязан был к концу первого года обучения сдать дополнительный экзамен по древнегреческому языку, поскольку Тенишевское училище с его естественнонаучным и коммерческим уклоном не предусматривало такого курса. Его...