Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "M"
Показаны лучшие 100 слов (из 292).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: литератор в Мюнхене. Осн. труд Ш. по философии всемирной истории - «Закат Европы» («Untergang des Abendlandes»; 1918, рус. перевод заглавия искажает мысль Ш., к-рый считал понятие «Европа» не существующим в историко-культурном смысле и говорил о закате «западного мира», включающего США, но не включающего ни Балкан, ни России), после выхода к-рого он стал властителем дум целого поколения. В кон. 1920-х гг. выступал как публицист консервативно-националистич. направления, но в 1933 отклонил предложения национал- социалистов о прямом сотрудничестве и выразил свое отношение к антисемитизму и тевтонским мечтаниям гитлеровцев в книге «Годы решений» (1933), после появления к-рой его имя было запрещено в печати. В последние годы жизни был занят исследованиями по древней истории. Как философ и публицист считается вульгаризатором мыслей И. В. Гёте и Ф. Ницше. Положенное в основу «Заката Европы» противопоставление культуры и цивилизации как «живого тела душевности его мумии» восходило, по признанию самого Ш., к гётевскому противополаганию живого и мертвого, становящегося и застывшего (Тиме. С. 61), а также к понятию органич. жизни, лежавшему в основе онтологии Гёте. «Если у Гёте Шпенглер заимствовал метод, то Ницше дал ему главную тему <...> тему цивилизации и гибели» (С т е п у н Ф. А. Освальд Шпенглер и закат Европы // Освальд Шпенглер и закат Европы. М., 1922. С. 29). Подвергнув критике идею единого поступательного прогресса, Ш. заговорил о феномене множественности культур, каждая из к-рых обладает своей собств. жизнью, что, в свою очередь, исключает всякое их взаимодействие, поскольку воспринимающая культура немедленно подчиняет восприятие собств. ритму, такту и вкусу. Задача, к-рую ставил перед собой Ш., - схватить первофеномен каждой из культур и затем из этого первофеномена вывести все фено- менологич. богатство соответствующей культуры: формы политики и тип эротики, математику и музыку, юриспруденция и лирику. В России ...
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Часть текста: а также избранные отсылки к публикациям, где эти произведения анализируются. Прозаические произведения А. Блок (7 авг. 21 г.-7 авг. 22 г.) // Россия. 1922. № 1 (август). С. 28-29; ОП. С. 57-60 (в сокращенном виде под названием «Барсучья нора»). НРОП. Глазовы 2011: 84-85, 87, 246, 249; Лекманов 2016: 163, 293; Сурат 2009: 168. Армия поэтов. 1. И их сотни тысяч... // Огонек. 1923. № 33 (11 ноября). С. <12>; 2. Кто же они такие? // Огонек. 1923. № 34 (18 ноября). С. <14>-<16>. Лекманов 2016: 162. Батум. Ч. 1 // Советский юг. Ростов н/Д., 1922. 17 января. Перепечатано в газ.: Правда. 1922. 3 февраля; Моряк. Одесса, 1922. 25 февраля; Ч. 2, под названием: «Современный Батум» с редакционной пометой: «От соб<ственного> корреспондента» // Коммунист. Харьков, 1922. 9 февраля. Перепечатано в газ.: Моряк. Одесса, 1922. 9 марта. «Березiль». Ч. 1 // Киевский пролетарий. 1926. 7 мая. Перепечатано с сокращениями и подзаголовком «К спектаклям в Одессе» в журн.: Театральная неделя. Одесса, 1926. № 10. С. 4-5; Ч. 2, под названием: Березиль: Из киевских впечатлений // Красная газета. Вечерний выпуск. 1926. 17 июня. Борис Пастернак // Россия. 1923. № 6....
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: рисуется свободомыслием: он над партиями и над классами. Лейтмотив книги — все разбито. Демократия поругана. Свобода — жалкий призрак. Политика разит падалью. Мировая революция обанкротилась. Полиция, увы, обнаглела и врывается в частные дома. Благородное поколение, воспитанное на Толстом, Ромэн Роллане и Ганди, не желает идти за коммивояжером политики господином Вивиани. Распаду социалистических партий Жан-Ришар Блох посвящает немало язвительных страниц, но нимало не сомневается в их искренности: он уважает всякий пафос. Война и революция для Жан-Ришара Блоха — отнюдь не закономерности, но явления стихийного, катастрофического порядка. Во всей книге нет ни одного намека на какую бы то ни было подготовку этих сдвигов в прошлом. Идеи с рук на руки передает друг другу так называемое «человечество»; созерцательный Восток глядится в душу мятежного, деятельного Запада. Коммунизм не что иное, как предчувствие новой религии. Европеец — высшая порода человека — хозяин мира, лишь временно утративший господство и самообладание. Он наложит на себя узду, найдет новые слова, ясные, магические формулы, и цивилизация будет спасена. Массы демобилизованных пролетариев и мелких буржуа колебались между Вильсоном и Лениным. Америка для Блоха жупел, автоматическое чудовище, но Вильсон благороднейший неудачник и библейский проповедник. Народ пошел за ним оттого, что он обещал немедленную гармонию, а Ленин звал к гражданской войне. Воплощеннная революция уже не революция: дух от нее отлетает. О Троцком — нежная страничка: он хранитель вечного перманентного пламени. И вообще революция как таковая, по Жан-Ришару Блоху, умерла. Ее предал СССР, занявшись хозяйственным...