• Приглашаем посетить наш сайт
    Майков (maykov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "PROFUNDIS"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Аверинцев С.С.: «Город изгнания, город беды...»
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    2. Мандельштам Надежда: Вторая книга. Большая форма. XIII. "Поэма без героя" и моя обида
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    3. Меркель Е.В.: Поэтическая семантика акмеизма - миромоделирующие образы и мотивы (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам). § 2.1. Лирический хронотоп Ахматовой в свете акмеистических установок
    Входимость: 1. Размер: 123кб.
    4. Меркель Е.В.: Поэтическая семантика акмеизма - миромоделирующие образы и мотивы (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам). Заключение
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    5. Мандельштамовская энциклопедия. Иванов Вячеслав Иванович
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    6. Аверинцев С.: Судьба и весть Осипа Мандельштама
    Входимость: 1. Размер: 181кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Аверинцев С.С.: «Город изгнания, город беды...»
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: ложь, но, напротив, подлинная в самом жутком этимологическом смысле слова, пыткой испытанная истина: сердцевина поэзии - не сарказм, но одолевающая все сарказмы благодарность, древнее ликование царя Давида. Без этого поэт был бы всего-навсего напыщенным «бунтарем». Для Мандельштама, в добром согласии с пушкинской традицией, чтимым пращуром был изгнанник Овидий; но ведь Овидий сумел сказать не только о слезах, набегающих на его глаза от горького воспоминания, - как звенят эти слезы в латинской цитате у Мандельштама! - он воспел, именно воспел, то есть восславил, варварские племена и варварские земли, к которым был отправлен не своей волей. И поэзия Мандельштама не прокляла, а благословила молодые воронежские холмы, грозную широту полей, безгрешную чистоту свежевыпавшего снега. Говорить об этом - опасно; того гляди, собьешься на непозволительную умильность. Но саркастическая поза так же далека от существа дела, как умилительная. Поэт, в особенности такой, как Мандельштам, - не книжник и не фарисей,...
    2. Мандельштам Надежда: Вторая книга. Большая форма. XIII. "Поэма без героя" и моя обида
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: Главный пункт - последний санаторий в Саматихе - был, по ее мнению, нервным, а не простым домом отдыха с врачом-директором на все руки. Переубедить ее было невозможно. Путала она все, как люди, но "несравненная правота" мешала ей поверить исправлениям. Я считаю большой победой, что она переменила дату под "первым посвящением", но предупреждаю, что найдутся экземпляры с 28 декабря. Она жаловалась, что никто даты не замечает, и перенесла ее в заглавие "первого посвящения", чтобы она стала на самом видном месте. Найдутся экземпляры с датой-заглавием. В "посвящении" поминаются ресницы. У Мандельштама они были невероятной длины. Еще в Киеве в первые дни нашей близости одна довольно милая опереточная дива долго разглядывала Мандельштама, а потом сказала: "Он совсем не похож на поэта - только ресницы". Муж дивы тоже был поэтом и сочинял эстрадные номера в стихах. Дива, конечно, предпочитала своего поэта, но ресницам все-таки позавидовала. Сам Мандельштам ощущал их как нечто тяжелое и нередко поминал в стихах. Я дразнила его, что он принадлежит к ресничным и потому ими интересуется ("мерцающих ресничек говорок"). Ахматова где-то раздобыла кучу стихов Ольги Ваксель Мандельштам даже не подозревал, что она пишет стихи. Среди них Ахматова облюбовала одно, где поминаются ресницы, и сказала: "Это, конечно, Осе". Я удивилась: "Разве у одного Оси были ресницы? Да и год не тот..." Стихи с ресницами были написаны после того, как Ольга приходила к нам в Царское. Мы тогда сразу уехали на юг и больше в Царское и в Ленинград не возвращались. Ахматова отвела вопрос о дате: стихи о любви часто появляются через много лет после окончания романа. А про ресницы: "Где вы еще такие видели!" Такие я видела только у детей на Кавказе - у взрослых они вылезают. Чьи же ресницы в "посвяще-нии"? В Ташкенте, в первый раз...
    3. Меркель Е.В.: Поэтическая семантика акмеизма - миромоделирующие образы и мотивы (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам). § 2.1. Лирический хронотоп Ахматовой в свете акмеистических установок
    Входимость: 1. Размер: 123кб.
    Часть текста: для акмеистов понятие реального бытия. Для того чтобы философски осознать его самоценность, в художественном сознании поэтов нового поколения должна была определиться новая картина мира. Одним из важных постулатов нового направления стал «искренний пиетет к трем измерениям пространства». Причем речь идет о пространстве реальном, посюстороннем, наделенном цветом, запахом, вкусом, - то есть вещно-вещественным в противовес символистским абстрактным и обобщенным локусам. Отсюда же - иное видение предметов окружающего мира: новая русская поэзия «перестает рассматривать вещи по-символистски, лишь как ступеньки для постижения 136 чего-то поистине существенного и глубинного, стоящего за ними, а как нечто самоценное» 142. Но реабилитация пространства с его тремя измерениями повлекла за собой и реабилитацию реального времени. Вот почему уже в первых сборниках Ахматовой мы, во-первых, находим образно-мотивное воплощение времени и пространства, разительно отличающееся от аналогичного отражения этих категорий в символистской онтопоэтике, во - вторых, можем наблюдать новое конструирование хронотопа 137 138 . Со спецификой локативно-темпорального компонента в...
    4. Меркель Е.В.: Поэтическая семантика акмеизма - миромоделирующие образы и мотивы (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам). Заключение
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: только оказался выразителем акмеистических представлений о хронотопе, но и позволил более четко дивергировать молодое течение в сравнении с поэтикой символистской школы. Главная черта акмеистического типа пространства заключается в том, что оно является фрагментарным, аксиологически весомым в каждом своем участке, независимо от его материальной протяженности. Эта дискретность, а также локативная конкретика в разных поэтических системах мотивируется разными авторскими установками. Так, в творчестве Ахматовой такой тип пространства связывается с ее лирическим психологизмом, укорененным в вещных деталях, в творчестве Мандельштама этот тип пространственности мотивируется установкой на соединение разных культур, а в лирике Гумилева он в первую очередь соотносится с авторской концепцией (пра)памяти и мотивом пути. Кроме того, указанная фрагментарность выражается в том, что у акмеистов усиливается парадигматическая ось поэтики, которая и предполагает свободную ассоциативную комбинацию разных пространственных типов. Примечательно, что сама «творческая эволюция» представителей данного течения связывается с переходом от «сюжетно - синтагматического» пространства в раннем творчестве к многоуровневому «веерному» пространству в поздних стихотворениях. На семантическом уровне пространство связывается с мифологическим кодом, который выражается преимущественно в бинарной организации пространственной модели, которая включает в себя определенный тип лирического героя, вынужденного преодолевать (или же не преодолевать) пространственную границу. Это «мифопространство» притягивает к себе мотивно-образные системы, связанные с такой бинарной моделью (разного рода ритуальные...
    5. Мандельштамовская энциклопедия. Иванов Вячеслав Иванович
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: - Таврическая ул., 25 - находилась в угловой башне), И. организовал занятия по стиховедению, названные им «Про-Академией». Скорее всего, именно на этих занятиях О. М. познакомился с И.: его первое появление на «башне» может быть датировано 23.4.1909, по письму Е. И. Дмитриевой к М. А. Волошину (см.: Купченко. С. 187). Согласно восп. Е. К. Герцык, О. М. представила И. бабушка (С. Г. Вербловская), с родственником к-рой - пушкинистом С. А. Венгеровым, хозяин «башни» был неплохо знаком: «Однажды бабушка привела внука на суд к Вячеславу Иванову, и мы очень веселились на эту поэтову бабушку и на самого мальчика Мандельштама» (Герцык. С. 60; ср.: Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 55). В протоколе заседаний «Про-Академии» (его вела М. М. Замятнина, подруга покойной жены И., Л. Д. Зино- вьевой-Аннибал) при перечислении участников заседаний О. М. неоднократно упоминается как Мендельсон (см.: Г а- спаров.С. 94, 97, 101). 16.5.1909 состоялся поэтич. дебют О. М. на «башне». В. А. Пяст вспоминал о реакции И. на выступление юного поэта: «Вяч. Иванов, конечно, очень хвалил, -...
    6. Аверинцев С.: Судьба и весть Осипа Мандельштама
    Входимость: 1. Размер: 181кб.
    Часть текста: обновою, И от битвы вчерашней светло. В письме Мандельштама к Тынянову от 21 января 1937 года, таком судорожном и трудном, написанном поистине de profundis, из глубины, из бездны, — есть слова: «Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе». Ничего не скажешь — все исполнилось, все сбылось. Предсказание воронежского ссыльного оправдано временем. Стихов его невозможно отторгнуть от полноты русской поэзии. Сдвиги «в ее строении и составе» необратимы — след алмазом по стеклу, как Мандельштам выразился однажды о воздействии Чаадаева. Масштаб мандельштамовского творчества — объективно уже вне споров. Другое дело, что всегда, может быть, будут люди, которых Мандельштам просто раздражает; что же, в его мысли, в его поэзии, во всем его облике и впрямь есть нечто царапающее, задевающее за живое, принуждающее к выбору между преданностью, которая простит все, и нелюбовью, которая не примет ничего. Отнестись к нему «академически», то есть безразлично, — не удается. Прописать бесприютную тень бесприютного поэта в ведомственном доме отечественной литературы, отвести для него нишу в пантеоне и на этом успокоиться — самая пустая затея. Уж какой там пантеон, когда у него нет...