• Приглашаем посетить наш сайт
    Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)
  • К статье "О собеседнике" (черновик)

    ‹К СТАТЬЕ «О СОБЕСЕДНИКЕ»›

    ‹1›

    Отказ от «собеседника» красной чертой проходит через всю поэзию Бальмонта и сильно обесценивает ее. Бальмонт в своих стихах постоянно третирует кого-то, относится к кому-то без уважения, небрежно, свысока. Этот «некто» и есть таинственный собеседник. Непонятый и непризнанный Бальмонтом, он жестоко мстит ему. Когда мы говорим, мы ищем в лице собеседника санкции, подтверждения нашей правоте. Тем более поэт. Драгоценное сознание поэтической правоты часто отсутствует у Бальмонта, так как он не имеет постоянного собеседника. Отсюда две неприятные крайности в поэзии Бальмонта: заискивание и дерзость. Дерзость Бальмонта ненастоящая, неподлинная. Потребность самоутверждения у него прямо болезненна. Он не может сказать «я» вполголоса. Он кричит «я»: «Я — внезапный излом, я — играющий гром». На весах поэзии Бальмонта чаша «я» решительно и несправедливо перетянула чашу «не-я», которая оказалась слишком легковесной. Крикливый индивидуализм Бальмонта неприятен. Это не спокойный солипсизм Сологуба, ни для кого не оскорбительный, а индивидуализм за счет чужого «я».

    ‹2›

    любовь и уважение к собеседнику и сознание своей поэтической правоты.

    Примечания

    СК, с. 259-260.

    ОП.

    <1>. Крикливый индивидуализм Бальмонта неприятен. — ср. в рец. 1935 г. на стихи А. Адалис: "Лирическое себялюбие мертво, даже в лучших своих проявлениях. Оно обедняет поэта".