• Приглашаем посетить наш сайт
    Ходасевич (hodasevich.lit-info.ru)
  • А. Коваленков. "Зеленый берег"

    ‹А. КОВАЛЕНКОВ. «ЗЕЛЕНЫЙ БЕРЕГ»›

    Несомненное лирическое дарование Коваленкова глохнет от засилия литературщины, то есть «условно-молодежного» лирического жанра. Поэт очень плохо слышит себя самого, но зато буквально оглушен ученической газетно-журнальной лирикой. Любопытно, что его нельзя назвать ни учеником Пастернака, ни Гумилева, ни Асеева, ни даже Багрицкого: он ученик их безответственных оборотней, тех профессиональных путаников и поставщиков неопределенной, подлаживающейся, уродливой сдельщины. Я утверждаю, что множество молодых поэтов учились на стихах «Огонька», «Красной Нивы» и «Прожектора» в гораздо большей степени, чем у так называемых классиков и мастеров. Кто-нибудь, несомненно, учится и у Коваленкова, поскольку он печатается. Это явление не учитывается нашей критикой: опаснейшая круговая порука. Между тем у Коваленкова есть начатки подлинной молодой советской лирики. Он говорит о революции: «Тихо сняла винтовку, стукнула в пол прикладом, зоркая и большая, стала со мною рядом». Прекрасная сдержанная строфа, обдуманные глаголы. Военная точность и спокойствие и в то же время огромная взволнованность.

    Вот еще строфа, которая могла быть сказана только о советском школьнике и только советским поэтом:

    Вникай, озорной смышленыш,
    В жизнь, которой ты дышишь,
    Видишь прозрачным глазом,
    Розовым ухом слышишь...

    Какая меткость, какой чудесный подбор простейших средств. В развернутом виде эти четыре стиха составят характеристику лучших качеств советской школы. И все-таки сборник Коваленкова совсем не книга стихов. Почти девять десятых стихов написаны с ужимкой, которую я определил бы как салонно-комсомольский стиль. «Молодость снова берет свое»... «Быть черноглазым, злым и веселым»... «Законы взволнованной юности — легкой и скромной»... «Моя большая молодость идет»... «Молодость моя свежа»... «Юность не верила в старость и смерть»... и т. д. ...

    Поразительное кокетничанье своим возрастом. Революционная молодежь устами Коваленкова говорит сама о себе, как коварная и злая демоническая барышня. Дом отдыха и крымские путевки занимают у Коваленкова очень большое место. Правильно: для Тютчева — Альпы, для Фета — усадьбы, а для нашей молодежи хотя бы путевочный Крым — мощный возбудитель чувства.

    Облако тает, шиповник цветет.
    Два миноносца плывут в Севастополь...

    Но и сюда просочилась скрытая пошлость литературщины: «все разбрелись — кто с девушкой, кто с книгой». Я спрашиваю: каково девушке прочесть такой стишок? Автор даже не догадывается, что выразился смешно и оскорбительно для девушек. Он думает, что у молодежи есть какое-то особое право на лирический паек, а между прочим и на девушек. Еще шаг: книга ходит по рукам и девушка тоже... У молодежи нет никаких особых лирических прав перед другими возрастами. Не мешает Коваленкову помнить, что именно молодежь пишет обычно плохие стихи. Внешне безобидное лирическое разгильдяйство мешает мыслить, обедняет опыт.

    У Коваленкова, между прочим, есть «пиджак, надетый набекрень». Вот куда заводит лирическая удаль...

    Напрасно потревожил Коваленков тургеневскую влюбленность: он не только не читал Тургенева, но вообще не знает ни дворянско-помещичьей прозы, ни усадебного быта. У него девушка «лукаво прижимается к усатому хмельному господину» — и это — о ужас! — тургеневская девушка.

    Душевный мир советской учащейся молодежи не является чем-то абсолютно достоверным, открытым, лежащим на ладони. Способность самонаблюдения плохо развита. Большинство новых эмоций никем еще не выражено. Например, сотни тысяч юношей посещают стадионы, но только одному Коваленкову удалось сказать:

    И холодок волнения гусиный
    Опять со мной на цыпочки встает...

    Великолепные два стиха. Лучшие в сборнике.

    Все пятьдесят тысяч футбольных зрителей приподнимаются здесь на цыпочки в решаюшую минуту матча. Здоровый, точный импрессионизм, объемность образа, обилие воздуха. О книгах и про учебу Коваленков говорит плохо: «кладешь на полку ворох черствых книг». Здесь нелепое и вредное противупоставление молодости и книги. Ничего черствого в книгах нет: иная книга живее иного юноши.

    Есть ли у Коваленкова свой подход к миру, начатки своей лирической темы? С радостью отвечаю утвердительно:

    Все будет так, как нужно. Но с тобой
    Еще скорей все будет так, как нужно...

    Все идет правильно, говорит Коваленков.

    Он сознает историческую правоту своего поколения. Но что же делать поэту в этой «правильности»? Только ли поддакивать и кричать: «Верно»? Конечно, нет. И личная тема Коваленкова начинается там, где он зовет на бесконечную, не имеющую предела борьбу с «языческим, слепым непостоянством», с «тяжелой косностью неправильного мира...». Здесь, по праву поэта, он называет каждую материю «языческой» и освежает старое понятие.

    От духоты у нас в конце концов
    Дурная кровь в ушах заговорила.
    Как помнится, мы вышли на крыльцо


    Язычеством, зарницами, полынью
    Тянуло с поля. Круглые кусты
    Как медвежата шли из темноты...

    Я предлагаю издательству «МТП»:

    2) Прочно связаться с автором, дать ему хорошего консультанта; устроить через некоторое время в небольшом кружке критическую читку его вещей.

    3) Включить книгу Коваленкова в план издания на 34-й год, независимо от ее размеров: хотя бы очень маленькую.

    Примечания

    Фрагменты — в кн.: Коваленков А. "Хорошие, разные... Литературные портреты". М., 1966, с. 11. Впервые полностью: ВЛ, — 304 (публ. С. Коваленкова, где дано по авториз. машинописи из собр. публикатора) . Печ. по ВЛ.

    Внутренняя рецензия для издательства "Московское товарищество писателей". Написана, по всей видимости, в конце 1933 г. Коваленков, Александр Александрович (19111971) — советский поэт, автор 35 книг, в т. ч. 24 поэтических. "Зеленый берег" — первая из его книг, вышедшая в 1935 г. в изд-ве "Советский писатель" (образовавшемся в 1934 г. в результате слияния "МТП" и "Издательства писателей в Ленинграде"). Преподавал в Литературном институте им. А. М. Горького. Об инциденте с нападками А. Коваленкова на Мандельштама см.: Рассадин Ст. Что сказал бы Маяковский?..//Новый мир, 1966, № 11, с. 271.

    "Огонек", "Красная НивсР, "Прожектор" — популярные массовые журналы.

    Тихо сняла винтовку... — из ст-ния "Совершеннолетние" (Коваленков А. Зеленый берег. М., 1935, с. 69; далее стр. указаны по этому изданию).

    — там же.

    Облако тает.... Все разбрелись — кто с девушкой, кто с книгой..., Пиджак, надетый набекрень... — этих стихов в печатном тексте книги нет.

    И холодок волнения... — из ст-ния "Мотоциклист" (с. 15).

    Кладешь на полку ворох черствых книг.... Все будет так, как нужно... — этих стихов в печатном тексте книги нет.

    — из ранней редакции ст-ния "Ночной дозор" (с. 72).