‹ИЗ ЗАПИСЕЙ 1931-1932 гг.›
‹1›
[Вошел Яхонтов — бледный, помятый, с вышитыми губами и высоким лбом [александровского чиновника] бонвивана и мечтателя. [Прошел и сел и сначала глухо застонал] словно озаренный газовыми фонарями]
1931
‹2›
2 мая 31 г. Чтенье Некрасова. «Влас» и «Жил на свете рыцарь бедный».
Некрасов:
Говорят, ему видение
Все мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
Пушкин:
Он имел одно виденье,
Недоступное уму,
И глубоко впечатленье
«С той поры» — и дальше как бы слышится второй потаенный голос:
Lumen coelum, Sancta Rosa...1
Та же фигура стихотворная, та же тема отозвания и подвига.
Здесь общее звено между Востоком и Западом. Картина ада. Дант лубочный из русской харчевни:
Влас увидел тьму кромешную...
‹3›
‹О Пастернаке›
1. Набрал в рот вселенную и молчит. Всегда-всегда молчит. Аж страшно.
Да прыскает вселенной.
2. К кому он обращается?
К людям, которые никогда ничего не совершат...
Как Тиртей перед боем, — а читатель его — тот послушает и побежит... в концерт...
Привязка этих набросков к тем или иным произведениям невозможна или затруднительна.
<1> Соч., т. 2, с. 376, по сделанной И. М. Семенко расшифровке чернового наброска (на листе с одним из набросков к "ПА") — AM.
<2—3> ВЛ, 1968, № 4, с. 201—202, с подзаголовком "Записи 1931 г." (публ. А. Морозова и В. Борисова).
Недоступное уму. — "Непостижное уму".
Набравши море в рот... Эти строки принадлежат, по-видимому, самому Мандельштаму.
Тиртей — древнегреческий поэт сер. VII в. до н. э., воспевал спартанскую дисциплину и боевой дух воинов.
1 «Свет небес, Святая Роза...» (лат.).