Поиск по творчеству и критике
Cлово "VINO"
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: негативно окрашенными эпитетами и сравнениями со значениями «мертвенности», «пустоты»: Я вижу каменное небо Над тусклой паутиной вод. (1, 276) Небо тусклое с отсветом странным Мировая туманная боль... (1, 74) ...И небо мертвенней холста; Твой мир, болезненный и странный, Я принимаю, пустота! (1, 71) Трансцендентный мир сущностей, заимствованный у символистов, оказывается в художественной системе Мандельштама бесплотным, умозрительным, абстрактным, в силу чего и ассоциируется с пустотой. Образ пустоты вбирает в себя семантику небытия и — одновременно — недоступности «небес» чувственному восприятию: Напрасно вечером зияла Небес златая пустота... (1, 271) Медленно урна пустая Вращаясь над тусклой поляной, Сеет надменно мерцая, Туманы в лазури ледяной. (1, 282) Возникает вопрос: почему Мандельштам, тяготея к христианскому мироощущению и христианскому истолкованию Слова- Логоса, мыслит небо пустым ? Дело в том, что в христианской традиции понятие неба имеет несколько значений. Прежде всего небо — это «святое особенное место вездеприсутствия Божия», место, где находится престол Божий. Кроме того, под небом может разуметься «небесная твердь» (Библейская энциклопедия, 1991. С. 508). Забегая вперед, отметим, что в этом последнем значении небеса в богословской традиции не считаются предвечным феноменом (см.: Библейская энциклопедия, 1991. С. 508), обиталищем Бога, это — как его назовет Мандельштам в ...