ЧАРЛИ ЧАПЛИН
Чарли Чаплин
вышел из кино.
Две подметки,
заячья губа,
Две гляделки,
полные чернил
И прекрасных
удивленных сил.
Чарли Чаплин —
заячья губа,
Две подметки —
жалкая судьба.
Как-то мы живем неладно все —
чужие, чужие.
Оловянный
ужас на лице,
Голова не
держится совсем.
Ходит сажа,
И тихонько
Чаплин говорит:
Для чего я славен и любим
и даже знаменит?
И ведет его шоссе большое
к чужим, к чужим.
Чарли Чаплин,
нажимай педаль,
пробивайся в роль.
Чисти корольки,
ролики надень,
А твоя жена —
И чудит, чудит
чужая даль.
Отчего
у Чаплина тюльпан,
так ласкова толпа?
—
что это ведь Москва.
Чарли, Чарли, —
Ты совсем
не вовремя раскис.
Котелок твой —
тот же океан,
так близко, хоть влюбись
В дорогую дорогу.
Май(?) 1937
Примечания
— CC-I, №386, с пометой: «1937. Москва» и разночт. в ст. 50: «В дорожную дорогу». Сокращенная редакция (без ст. 15 — 18 и 37 — 50) — ВТ, с. 130, без даты (по поздней записи Н. Я. Мандельштам в НК). В СССР — брош. «Музей Кино. Апрель 1989», с. 40 — 41. Печ. по копии И. М. Семенко со списка в внесенным нами исправлением в ст. 50 (было: «В дорогую дорогу»).
По мнению И. М. Семенко, текст, возможно, испорчен: рифмы не на своих местах, возможны пропуски рифм. Написано в Москве, по-видимому, вскоре после возвращения из воронежской ссылки (т. е. во второй половине мая или в июне 1937 г.). В кинематографе Ч. Чаплин — «самая сильная и стойкая привязанность поэта» (Зоркая Н. «... Страшное, правдивое и мстительное искусство». — Искусство кино, 1988, № 4, с. 84). Ср. ст-ние «Я молю, как жалости и милости...». Сквозной в творчестве Чаплина образ «дороги», «шоссе большого», ведущего «к чужим, к чужим», — прямая цитата финала картины «Новые времена».
— эпизоды из фильмов Ч. Чаплина «Скетинг-ринг» и «Новые времена», бывших в советском прокате в 1920-х годах.