• Приглашаем посетить наш сайт
    Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)
  • * * * ("Пою, когда гортань сыра, душа — суха... ")

    Пою, когда гортань сыра, душа — суха,
    И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье:
    Здорово ли вино? Здоровы ли меха?
    Здорово ли в крови Колхиды колыханье?
    И грудь стесняется, — без языка — тиха:
    Уже я не пою — поет мое дыханье —
    И в горных ножнах слух, и голова глуха...

    Песнь бескорыстная — сама себе хвала:
    Утеха для друзей и для врагов — смола.

    Песнь одноглазая, растущая из мха, —
    Одноголосый дар охотничьего быта, —
    Которую поют верхом и на верхах,
    Держа дыханье вольно и открыто,
    Заботясь лишь о том, чтоб честно и сердито
    На свадьбу молодых доставить без греха.

    8 февраля 1937

    Примечания

    «Пою, когда гортань сыра, душа — суха...» (с. 239). — ВП-II, с. 57. В СССР — Пр-65, с. 62, с разночт. в ст. 10: «Песнь бескорыстная». БП, № 209. Автограф первоначальной редакции, с разночт. в ст. 1: «Пою, когда гортань свободна и суха» и ст. 5: «И грудь стесняется, без музыки тиха» — ЦГАЛИ, (AM).

    Домашнее название — «Абхазская песенка». В мае 1930 г. в Сухуме Мандельштамы видели «абхазскую свадьбу, имитирующую умыкание. Одноголосые хоры мы слышали и в Абхазии, и в Армении (Комитас). Тема Колхиды — к средиземноморской культуре и общей историософии О. М.» (НМ-III, с. 241 — 242). О пребывании поэта в Сухуме и его интересе к абхазскому фольклору см.: «ПА» — 118), а также HM-I, с. 342 — 344, и в кн.: ЛакобаСт. «Крылились дни в Сухум-Кале...». Историко-культурные очерки. Сухуми, 1988, с. 193 — 197.

    — По мнению С. Лакобы, является откликом на смерть Нестора Лакобы, 27 декабря 1936 г. отравленного вином в доме Л. П. Берия в Тбилиси (Мандельштам познакомился с Н. Лакобой в 1930 г., и тот рассказал ему о своем далеком предке, отравившем на пиру в родном доме кровного врага).