• Приглашаем посетить наш сайт
    Аверченко (averchenko.lit-info.ru)
  • * * * ("Средь народного шума и спеха... ")

    Средь народного шума и спеха,
    На вокзалах и пристанях
    Смотрит века могучая веха
    И бровей начинается взмах.

    Я узнал, он узнал, ты узнала,
    А потом куда хочешь влеки —
    В говорливые дебри вокзала,
    В ожиданья у мощной реки.

    Далеко теперь та стоянка,
    Тот с водой кипяченой бак,
    На цепочке кружка-жестянка
    И глаза застилавший мрак.

    Шла пермяцкого говора сила,
    Пассажирская шла борьба,
    И ласкала меня и сверлила
    Со стены этих глаз журьба.

    Много скрыто дел предстоящих
    В наших летчиках и жнецах,
    И в товарищах реках и чащах,
    И в товарищах городах...

    Не припомнить того, что было:
    Губы жарки, слова черствы —
    Занавеску белую било,

    А на деле-то было тихо,
    Только шел пароход по реке,
    Да за кедром цвела гречиха,
    Рыба шла на речном говорке.

    И к нему, в его сердцевину

    Разорвав расстояний холстину,
    Головою повинной тяжел...

    Январь 1937

    Примечания

    «Средь народного шума и спеха...» (с. 235). — ВП-II, с. 49 — 50; в СССР — ЛГр-67, с. 70; ВТ, — 78, под загл. «Вниз по Каме», — везде с датой «февраль 1937» и разночт. в ст. 2: «На вокзалах и площадях». БП, № 204, с датой «январь 1937». Список рукой Н. Я. Мандельштам, с датой «январь 1937», — ЦГАЛИ, ф. 1893, оп. 2, ед. хр. 7. ТС, без даты, с указ. разночт. и пропуском в ст. 30 на месте слов «в Кремль». В текстологии И. М. Семенко — по списку Н. Я. Мандельштам с датой «февраль — март 1937» и указ. разночт. ст. 2. Печ. по ЦГАЛИ.

    «Обороняет сон мою донскую сонь...» и «Как дерево и медь — Фаворского полет...» «также являются побочным продуктом «Оды», но в них звучит «не столько противостояние, сколько победа настроений «Оды» и того болезненного возбуждения, которое она вызвала... С самой «Одой» мне было гораздо легче примириться, чем с этой группой стихов. «Ода» была насильственным и искусственным продуктом, а здесь все же чувствуется настоящий поэтический голос» (НМ-III, — 243). Н. Я. считала это ст-ние «самой слабой из всех «Кам» (там же).

    Раздел сайта: