Где связанный и пригвожденный стон?
Где Прометей — скалы подспорье и пособье?
А коршун где — и желтоглазый гон
Его когтей, летящих исподлобья?
Но эти наступающие губы —
Но эти губы вводят прямо в суть
Эсхила-грузчика, Софокла-лесоруба.
Он эхо и привет, он веха, нет — лемех.
Встал на ноги, и все хотят увидеть всех —
Рожденных, гибельных и смерти не имущих.
19 января — 4 февраля 1937
Примечания
«Где связанный и пригвожденный стон...» (с. 233). — ВП-II, с. 54. БП, № 202. Печ. по списку Н. Я. Мандельштам (AM).
Одно из основных ст-ний — реверсивно противостоящих «Оде» (в ст. 3 — 4 угадывается даже некоторая портретность). В то же время здесь «выражена надежда на возвращение единства мироощущения («все хотят увидеть всех»), на возвращение единства или культуры» с. 241).
— Тема мученика-титана, похитившего для людей огонь, обозначена уже в предыдущем ст-нии («Народу нужен свет» и «Эльбрус»; согласно мифу об Амирани — грузинской версии мифа о Прометее, — последний был прикован именно к Эльбрусу).