• Приглашаем посетить наш сайт
    Гончаров (goncharov.lit-info.ru)
  • * * * ("Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето... ")

    Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето.
    С дроботом мелким расходятся улицы в чоботах узких железных.
    В черной оспе блаженствуют кольца бульваров...

    Нет на Москву и ночью угомону,
    Когда покой бежит из-под копыт...
    Ты скажешь — где-то там на полигоне
    Два клоуна засели — Бим и Бом,
    И в ход пошли гребенки, молоточки,
    То слышится гармоника губная,
    То детское молочное пьянино:
    — До-ре-ми-фа
    И соль-фа-ми-ре-до.

    Бывало, я, как помоложе, выйду
    В проклеенном резиновом пальто
    В широкую разлапицу бульваров,
    Где спичечные ножки цыганочки в подоле бьются длинном,
    Где арестованный медведь гуляет —
    Самой природы вечный меньшевик.

    И пахло до отказу лавровишней...
     

    Я подтяну бутылочную гирьку
    Кухонных крупно скачущих часов.
    Уж до чего шероховато время,
    А все-таки люблю за хвост его ловить,
    Ведь в беге собственном оно не виновато
    Да, кажется, чуть-чуть жуликовато...

    Чур, не просить, не жаловаться! Цыц!
    Не хныкать —
                для того ли разночинцы
    Рассохлые топтали сапоги, чтоб я теперь их предал?
    Мы умрем как пехотинцы,
    Но не прославим ни хищи, ни поденщины, ни лжи.

    Есть у нас паутинка шотландского старого пледа.
    Ты меня им укроешь, как флагом военным, когда я умру.
    Выпьем, дружок, за наше ячменное горе,
    Выпьем до дна...

    Из густо отработавших кино,
    Убитые, как после хлороформа,
    Выходят толпы — до чего они венозны,

    Пора вам знать, я тоже современник,
    Я человек эпохи Москвошвея, —
    Смотрите, как на мне топорщится пиджак,
    Как я ступать и говорить умею!
    Попробуйте меня от века оторвать, —
    Ручаюсь вам — себе свернете шею!

    Я говорю с эпохою, но разве
    Душа у ней пеньковая и разве
    Она у нас постыдно прижилась,
    Как сморщенный зверек в тибетском храме:
    Почешется и в цинковую ванну.
    — Изобрази еще нам, Марь Иванна.
    Пусть это оскорбительно — поймите:
    Есть блуд труда и он у нас в крови.


    К Рембрандту входит в гости Рафаэль.

    Он с Моцартом в Москве души не чает —
    За карий глаз, за воробьиный хмель.
    И словно пневматическую почту

    Передают с квартиры на квартиру
    Конвейером воздушным сквозняки,
    Как майские студенты-шелапуты.

    Май — 4 июня 1931

    «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето...» (с. 177). — ЛГ, 1932, 23 ноября, с датой «июль 1931». БП, № 154. Авториз. список с пометой: «Москва, 30<-е годы>», с ранними (отброшенными) вариантами в ст. 50: «Она у нас пеньковая» и ст. 64: «конвейером высоким», — в фонде ж. «Лит. современник» (ИРЛИ, — 4). В авториз. машинописи (AB) — разночт. в ст. 54: «Есть блуд труда, как есть и блуд крови». Печ. по ИРЛИ.

    Открывает собой «цикл» своеобразных мандельштамовских белых стихов с их переменным размером и эпизодическими рифмами. Писалось в начале лета 1931 г. в комнате А. Э. Мандельштама на Старосадском, где О. Э. и Н. Я. Мандельштам остались вдвоем (брат с женой уехали на юг). «Весь период на Старосадском — какой-то особый дразнящий тон, вызывавший дополнительную ненависть. «Буддийская Москва» — ясна из всей концепции исторического мира. Сравнение с конем и с бегами — в последующих белых стихах повторится» (НМ-III, с. 161).

    — По-видимому, имеются в виду мужские сережки тополя.

    Два клоуна засели — Бим и Бом. — Бим и Бом — популярные в 20-е годы юмористы-сатирики Гарин и Вильтзак, по предположению Э. Г. Герштейн, имеется в виду ночная проверка трамвайных путей, начинающаяся двумя контрольными ударами молотом по рельсу, после чего нередко начинали что-то подправлять и со звоном ремонтировать с. 40).

    Раздел сайта: