• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Полянин Андрей: О. Мандельштам. Камень. Стихи

    О. Мандельштам. Камень. Стихи

    «Гиперборей». Петроград, 1916. Цена 1 руб. 25.

    Книга О. Мандельштама интересна тем, что являет нам творческий путь автора, не только художественный, но и душевный. В ней явственно намечаются три этапа этого пути.

    Вначале поэт глядит, еще не созерцая, его поэзия — поэзия пяти чувств, он попросту радостно дивится миру и своей душе, которая еще:

    Не умеет вовсе говорить
    И плывет дельфином молодым
    По седым пучинам мировым.

    Поэт еще не творит, он только называет все видимое, слышимое, чувствуемое им, и называет бездумно, с упоением. К этому периоду относятся очаровательные natures mort'ы: «На бледно-голубой эмали», «Медлительнее снежный улей», «Невыразимая печаль».

    Мысль о смерти знаменует начало второго, переходного периода.

    Неужели я настоящий,
    И, действительно, смерть придет?..
    …Так вот она настоящая
    С таинственным миром связь!
    Какая тоска щемящая,
    Какая беда стряслась.

    Сомнения в действительности себя, — бытия своего и смерти, — рожденное, разумеется, сознанием их, во все времена делавшее сердце и мысль жадными к упоению жизнию, устремляет поэта ко всему конкретному, ко всему, что подтверждает реальность существования мира и, тем самым, человеческого я. «Действительно, смерть придет», а меж тем, «на стекла вечности уже легло мое дыхание, мое тепло», необходимо, следовательно, утвердить всякое свидетельство жизни минувшей и нынешней, пусть преходящей, но сущей. И вот третий этап творческого пути поэта. Под знаком смерти жизнь обретает болезненную значимость. Становится разительным участие в образах поэта не только вещей, но и имен собственных. — Батюшков, Дюма, Верлэн, Себастиан Бах, Эдгар По, Чарльз Диккенс, Сумароков, Озеров, Оссиан, Бонапарт, Меттерних, Бетховен, Флобер, Золя, Гомер, Расин, — целый ряд прекрасных, неопровержимых конкретностей, говорящих поэту о реальности мира и, тем самым, его собственной души.

    Весьма недальновидны будут те, которые, смутясь обилием вещей и имен в поэзии О. Мандельштама, увидят в поэте некоего просвещенного коллекционера, попросту талантливого эстета. Им можно ответить словами самого поэта:

    Я земле не поклонился

    Путь художника — путь самоутверждения, и тот, который избрал О. Мандельштам — человеческий, понятный и законный — приводит его к пафосу конкретности. Стихи О. Мандельштама не только пышны и торжественны, — они патетичны.

    Слово, как материал стихотворного искусства — в гармонии с творческой личностью поэта; оно — насыщенная, прочная, твердая масса. Творчество О. Мандельштама — в ваянии — в крепком союзе с нею: его «Камень» — поющий камень. Поэт достигает истинной виртуозности ритма, — так, например, в стихах «Сегодня дурной день» передано как бы сердцебиение:

    О, маятник душ строг —
    Качается глух, прям,
    И страстно стучит рок
    В запретную дверь к нам. 

    «Бессонница, Гомер, тугие паруса» — медленная, величавая поступь:

    И море черное, витийствуя, шумит
    И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

    В стихах: «И поныне на Афоне» — упоительный песенный разлив:

    И поныне на Афоне

    На крутом зеленом склоне
    Имя Божие поет.

    И, наконец, в прекрасных стихах: «Я не слыхал рассказов Оссиана», в которых скульптура и музыка сдружились, покорствуя поэту, в стихах, которые хочется знать наизусть — чувствуется та духовная и, следовательно, формальная напряженность, по которой из сотни стихотворений сразу отличила настоящее, и которая есть верная примета подлинности произведения искусства.

    — труд целой человеческой жизни; в «Камне» О. Мандельштама открывается нам начало этого пути, и оно таково, что заставляет с интересом ожидать следующих сборников поэта.

    1916г.

    «Северные записки», 1916, Апрель-Май, Сс. 242-243.

    Раздел сайта: