• Приглашаем посетить наш сайт
    Анненский (annenskiy.lit-info.ru)
  • Меркель Е.В.: Поэтическая семантика акмеизма - миромоделирующие образы и мотивы (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам).
    Примечания

    Примечания

    1

    Записные книжки Анны Ахматовой. 1958 - 1966. М.; Torino, 1996. С. 376.

    2

    См.: Акмеизм в критике. 1913-1917 / Сост. О. А. Лекманова и А. А. Чабан. Вступ. ст., примеч. О. А. Лекманова. СПб.: Изд-во Тимофея Маркова, 2014. 544 с.

    3

    Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме // Russian Literature.1974. N 7/8. P. 23-46; Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме. II // Russian Literature. 1977. Vol. V. № 3. P. 281-300; Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме. III // Russian Literature. 1981. Vol. IX. № 2. P. 175-189.

    4

    Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. № 7/8. P. 47-82.

    5

    См.: Смирнов И. Художественный смысл и эволюция поэтических систем // Смирнов И. Смысл как таковой. СПб.: Академический проект, 2001. С.15-225.

    6

    Смирнов И. Смысл как таковой... С. 103-104.

    7

    Смирнов И.П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 1994.

    8

    Иванов Вяч.Вс. Об эволюционном подходе к культуре // Тыняновский сборник: Вторые тыняновские чтения. Рига, 1986. С.174.

    9

    Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. - Томск, 2000.

    10

    Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. М.: Диалог МГУ, 1997; Кихней Л.Г. Акмеизм: миропонимание и поэтика. М.: МАКС Пресс, 2001. 184 с. (2-е изд-е: М.: Планета, 2005. 185 с.).

    11

    Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама... С. 24.

    12

    Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика... С.35-65. Методологические идеи Л.Г. Кихней легли в основу построения общей концепции нашего исследования, что нашло отражение в совместной публикации: Кихней Л.Г., Меркель Е.В. К методологии изучения поэтической семантики акмеизма // «XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс». Серия: социально-гуманитарные науки. Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. ун-та, 2015. № 1(23). Т. 2. С. 217-222.

    13

    Есаулов И. Постсимволизм и соборность // Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции. Москва, 10-11 марта 1995 г. / Отв. ред. И.А. Есаулов. М.: РГГУ. С. 4-11.

    14

    Гюнтер Х. О роли культурной памяти в преддверии будущего - акмеизм и футуризм // Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции. Москва, 10-11 марта 1995 г. / Отв. ред. И.А. Есаулов. М.: РГГУ. С. 18-22.

    15

    Бройтман С.И. К генезису постсимволизма (ранний Мандельштам и Блок) // Постсимволизм как явление культуры. Вып.2.Материалы международной научной конференции. Москва, 4-6 марта 1998 г. / Отв. ред. И.А. Есаулов. М.: РГГУ. С. 28- 33.

    16

    Клинг О. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов: проблемы поэтики. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. 356 с.

    17

    Дзуцева Н.В. Время заветов. Проблемы поэтики и эстетики постсимволизма. Иваново: ИвГУ, 1999. 131 с.

    18

    См.: Тюпа В.И. Эстетика неотрадиционализма // Постсимволизм как явление культуры. Вып.2.Материалы международной научной конференции. Москва, 4-6 марта 1998 г./ Отв. ред. И.А. Есаулов. М.: РГГУ. С. 23- 28.

    19

    20

    Верхоломова Е.В. Проблема циклизации в поэзии акмеистов. Автореф. ... к. филол. н.

    М.: МПГУ, 2009. 20 с.

    21

    Куликова Е.Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. 530 с.

    22

    Шмидт Н.В. Из истории городского текста: Город-миф в поэтической традиции Серебряного века. М.: изд-во МНЭПУ, 2008. (Глава 2).

    23

    Круглова Т.С. Диалог поэтов и диалог текстов в поэтике акмеизма // Круглова Т.С. Адресованная лирика русского модернизма: поэтологический аспект. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2013. С. 181-232.

    24

    Кихней Л. Г., Полтаробатько Е. Д. Телесный код в поэзии акмеизма / Монография. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2014. 160 с.

    25

    Крутий С.М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов. Дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2005. 171 с.

    26

    Мусина Н.Е. Проблема целостности художественной формы в поэтике Серебряного века на примере диалога символизма с акмеизмом. Автореф. дисс. ... д-ра культурологи. СПб., 2011. 48 с.

    27

    Закуренко А. Игра и свобода в поэтике акмеизма. Фрагмент диссертации // Флейта Евтерпы. 2007. №3. Цит. по: URL [режим доступа]: http://www.igraigr.com/zakurenko- 3.htm. Заголовок с экрана.

    28

    Пахарева Т.А. Опыт акмеизма (акмеистическая составляющая современной русской поэзии). К.: Парламентское изд-во, 2004. 312 с.

    29

    Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. - СПб.: Аккад, проект, 2003. - 354 с.

    30

    Рослый АС. Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов. Автореф. дисс. .к. филол. н. Ростов-на-Дону, 2005. 24 с.

    31

    Куликова Е.Ю. Акмеизм vs символизм: пространство, вещь, лирическая динамика // ФИЛОLOGOS. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. №11. С. 56-63.

    32

    Темненко Г.М. Анна Ахматова: опыты интертекстуальных и имманентных прочтений. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2013. 476 с.

    33

    Налегач Н.В. «Поэтика отражений» И. Анненского и феномен поэтического диалога в русской лирике ХХ века. Кемерово: Изд-во КемГУ, 2012. 260 с.

    34

    См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т.6. М.; Л.: ГИХЛ, 1963. С.174-184.

    35

    Аверинцев С.С. Вместо послесловия // Новый мир. 1987. № 10. С. 265.

    36

    Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. Т.2. Проза. М.: Художественная литература, 1990. С. 212.

    37

    Смирнов И. Художественный смысл и эволюция поэтических систем // Смирнов И. Смысл как таковой. СПб.: Академический проект, 2001. С.15-225.

    38

    39

    Вейдле В. Петербургская поэтика // Вопросы литературы. 1990. № 7. С.108-127.

    40

    Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1993. С. 413-447; Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

    41

    Топоров В.Н. Пространство // Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т. 2. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 421-434; Топоров В.Н. Пространство и текст // Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 318-382.

    42

    Панова Л.Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама. М.: Языки славянской культуры, 2003. 808 с.

    43

    Гаспаров М.Л. Поэт и культура (Три поэтики Осипа Мандельштама) // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С.332.

    44

    Справедливости ради следует отметить, что ряд шагов в этом направлении уже сделан. См., например: Кихней Л.Г. Эсхатологические мифы В. Нарбута и М. Зенкевича // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 6. Симферополь: «Крымский архив», 2008. С.192-203; Лекманов О.А. О трех акмеистических книгах. М. Зенкевич, В. Нарбут, О. Мандельштам. М.: Intrada, 2006.

    45

    См.: Павлович Н.В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке. - М.: Ин-т русского языка РАН, 1995. С.7.

    46

    Там же. С. 7.

    47

    Силантьев И. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с.; Силантьев И. Сюжетологические исследования. М.: Языки славянской культуры, 2009. 224 с.

    48

    Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1993. С. 413-447.

    49

    Иванов Вяч. Вс. К жанровой предыстории прений и споров // Иванов Вяч. Вс.

    Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. III: Сравнительное литературоведение. Всемирная литература. Стиховедение. М.: Языки славянской

    культуры, 2004. С. 9-87.

    50

    Топоров В.Н. Пространство // Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т. 2. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 421-434; Топоров В.Н. Пространство и текст // Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 318-382.

    51

    Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М.: МАКС-Пресс, 2001. С. 14.

    52

    Гумилев Н. Сочинения: В 3 т. Т.3. Письма о русской поэзии. М.: Художественная литература, 1991. С. 16. В разделе о Гумилеве ссылки на это издание приводятся в тексте (с указанием в скобках тома и страницы). Однако для удобства идентификации малоизвестных стихотворений, цитируемых в этом разделе, мы даем их название без указания тома и страницы.

    53

    Об акмеистическом самоопределении Гумилева см.: Грякалова Н. Ю. Н. С.Гумилев и проблемы эстетического самоопределения акмеизма // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. С. 103-123; Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму. СПб: РХГИ, 2000. 160 с.

    54

    О семантических закономерностях такой метафоризации см.: Магомедова Д.М. Александр Блок // Русская литература рубежа веков (1990-е - начало 1920-х годов). М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. С. 89-144; Темиршина О.Р. Метафоры-загадки и «Символическое пространство» в книге А. Белого «Королевна и рыцари. Сказки» // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Выпуск 10. Симферополь: «Крымский Архив», 2012. С. 199 - 208.

    55

    Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 10.

    56

    57

    Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2003. С. 20.

    58

    Павловский А.И. О творчестве Николая Г умилева и проблемах его изучения // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПБ: Наука, 1994. С. 3.

    59

    Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 5.

    60

    Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1993. С. 413-447.

    61

    См. Иванов Вяч. Вс. К жанровой предыстории прений и споров // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. III: Сравнительное литературоведение. Всемирная литература. Стиховедение. М.: Языки славянской

    культуры, 2004. С. 9-87.

    62

    Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 7.

    63

    Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева: дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2013. С. 115.

    64

    Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева: дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2013. С. 116.

    65

    Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 38.

    66

    Полиевская А.С. Экзотическийтопос в творчестве Н.С. Гумилева: дисс. ... канд. филол. наук. М., 2006. С. 170.

    67

    Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева: дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2013. С. 59.

    68

    Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 2.

    69

    Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 231.

    70

    Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма. P. 37.

    71

    Капитонова Н.А. Поэтическая теодицея Николая Гумилева в контексте культуры серебряного века: автореф. дисс. ... канд. культурологии. Киров, 2007. С. 13.

    72

    Ср.: Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма... P. 29-59.

    73

    Uzarevic J. Симультанизм времен? // Russian Literature. 2002. Vol. LI. III. P. 347.

    74

    Долгополов Л. К. Поэмы Блока и русская поэма конца Х1Х - начала ХХ века. М.-Л., 1964. С. 128.

    75

    76

    Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 487-489.

    77

    Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 29-59.

    78

    Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева... С. 114.

    79

    Одно из самых глубоких истолкований смысла стихотворения находим у Ю.В. Зобнина. Ср.: Зобнин Ю. В. «Заблудившийся трамвай» Н.С. Гумилева: К проблеме дешифровки идейно-философского содержания текста // Русская литература. 1993. №4. С. 176-192.

    80

    См.: P. 29-38.

    81

    Кроль Ю. Об одном необычном трамвайном маршруте: («Заблудившийся трамвай» Н.С. Гумилева) // Русская литература. 1990. № 1. С.214.

    82

    О философских истоках духовного «странничества» Н. Гумилева см.: Зобнин Ю. В. Философские основы творчества Н.С. Гумилева. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 1992. 24 с.; Зобнин Ю. В. Странник духа (о судьбе и творчестве Н.С. Гумилева) // Н.С. Гумилев: pro et contra. СПб., 2000. С. 5-55.

    83

    Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева... С. 145.

    84

    Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. Изд. 3-е, испр. М.: КомКнига, 2006. С. 11.

    85

    Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. М., 1997. С. 43.

    86

    Топоров В.Н. Пространство и текст... С. 232.

    87

    Чуковский К. Дневник 1901-1929. М., 1991. С. 133.

    88

    Одоевцева И.В. На берегах Невы. М., 1988 С. 61

    89

    О стратегии создания лирического универсума в модернистском дискурсе см.: Дзуцева Н.В. «Вячеславология»: опыт воссоздания поэтического универсума (о монографии С.В. Федотовой «Поэтология Вячеслава Иванова») // Соловьевские исследования. Вып. 3 (39). Иваново, 2013. С. 161-169.

    90

    В стихотворении «Гиена» «между образами пещеры и могилы ... прямо ставится знак равенства. То же - в “Основателях”, где будущий город, мыслимый Ромулом и Ремом ... уравнивается с будущими могилами». Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева. С. 133.

    91

    Семантика водных образов, в частности «морского» топоса и его атрибутивных коннотаций, скрупулезно проанализирована Е. Куликовой. См. Куликова Е.Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. С.32-69; Куликова Е. Ю. Морской топос в «Африканском дневнике» Н. Гумилева // Филологический класс: региональный методический журнал учителей словесников Урала. — Екатеринбург. № 1(31). 2013. С. 62-64.

    92

    Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 5.

    93

    Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семиотическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. № 7/8 С. 69.

    94

    Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева... С. 52.

    95

    96

    Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 12.

    97

    Капитонова Н.А. Поэтическая теодицея Николая Гумилева в контексте культуры Серебряного века: автореф. дисс. ... канд. культурологии. Киров, 2007. С. 15.

    98

    Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977. С. 106-110.

    99

    Гумилев, как справедливо отмечает Е.Ю. Раскина, обращается к католической символике: «Сечение готических витражей символизировало в средневековой Европе свет высокой духовности». (Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева... С.7).

    100

    Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2003. С. 13.

    101

    Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма / Монография. - М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2014. С. 46.

    102

    Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева: дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2013. С. 137.

    103

    «Образы девушки с головой гиены и подобной гиене царицы восходят к древнеегипетской богине войны и палящего солнца - Сехмет». Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 30.

    104

    Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма / Монография. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2014. С. 25.

    105

    Тырышкина Е.В. Пространственное моделирование мира в русском литературном авангарде (функционирование и трансформация модели “тело-храм”) http://avantgarde .narod. ru/beitraege/ff/et_telo_xram.htm

    106

    «Андрогин - это целостное существо, которое сочетает в себе признаки обоих полов ... Идея двуполости, явленная в стихотворении Гумилева, может быть также связанной с мифологическим комплексом травестизма, который на глубинном уровне содержит в себе андрогинные образы.» Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма / Монография. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2014. С. 24.

    107

    Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма / Монография. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014. С. 34.

    108

    Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма... С. 41.

    109

    Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма / Монография. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014. С. 50.

    110

    «В “Леопарде” противостояние между героем и зверем продолжается после смерти леопарда, тело которого переходит убившему его охотнику, и последний сам гибнет, вернувшись в Африку». Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева... С. 52.

    111

    Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семиотическая поэтика как потенциальная культурная парадигма. С. 61.

    112

    Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева... С. 19.

    113

    Гуревич П.С. Оккультизм и мистический опыт как древняя форма познания [Предисловие] // Уилсон. К. Оккультное / Пер. с англ. М.: Терра-Книжный клуб. Республика, 2001. C. 8.

    114

    Kikhney L. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Modernitesrusses № 10: Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon: Lyon III - CESAL, 2010. P. 57-58.

    115

    116

    Так, Е.Ю. Раскина указывает на один из важнейших поэтологических мотивов раннего акмеизма - мотив «благочестивого творчества», восходящий к традициям французских романтиков. См.: Раскина Е.Ю. Мотив «благочестивого творчества» («смиренного знания») в художественной программе акмеизма // Русская литература. 1999. № 3. С. 168 - 175.

    117

    Об интертекстуальной «реализации» программных установок Гумилева в акмеистическом дискурсе (в частности, об вийоновских и раблезианских подтекстах в творчестве Гумилева и Мандельштама см.: Куликова Е.Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. С. 32285; Куликова Е. Ю. О мандельштамовском путешествии к Вийону // Вестник Удмуртского университета. Сер. «История и филология». - Ижевск, 2010. № 4. С. 3-11.

    118

    См. подробнее: Зобнин Ю. В. Н. Гумилёв - поэт православия. Серия «Новое в гуманитарных науках». Вып. 7. СПб: ГУП, 2000. 386 с.

    119

    В письме Ларисе Рейснер от 8 ноября 1916 г. Гумилев писал: «У меня "Столп и Утвержденье Истины", долгие часы одиночества, предчувствие надвигающейся творческой грозы. Все это пьянит как вино и склоняет к надменности соллепсизма. А это так не акмеистично. Мне непременно нужно ощущать другое существованье, яркое и прекрасное». Цит. по: Поэт на войне. Документальная хроника. Ч. 2. Выпуск 6 / Сост. Е. Степанов // URL [режим доступа]: http://gumilev.lit-info.ru/gumilev/bio/poet-na-vojne-2-6- stepanov.htm

    120

    Эта мысль прозвучала в программной статье Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (см.: 3, 16).

    121

    Раскина Е.Ю. Мотив «благочестивого творчества» («смиренного знания») в художественной программе акмеизма... С. 168.

    122

    Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М.: Планета, 2005. С. 45.

    123

    В.Н. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.240.

    124

    Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.240.

    125

    Городецкий С. Избранные произведения: В 2 т. М., 1987. Т.1. С.309.

    126

    Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С.127.

    127

    Там же. С.47.

    128

    Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев // Электронный ресурс [Режим доступа]: http://bible.optina.ru/old:ps:044:02

    129

    Богомолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. М.: Новое литературное обозрение, 1999. С. 135.

    130

    Там же. С. 131.

    131

    Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. . докт. филол. наук. М., 2008. С. 16.

    132

    Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2003. С. 15.

    133

    Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева: автореф. дисс. . канд. филол. наук. Владивосток, 2003. С. 14.

    134

    Капитонова Н.А. Поэтическая теодицея Николая Гумилева в контексте культуры Серебряного века: автореф. дис. ... канд. культурологии. Киров, 2007. С. 3.

    135

    136

    Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 84.

    137

    Адмони В.Г. Лаконичность лирики Ахматовой // «Царственное слово». Ахматовские чтения. Вып. 1. М.: Наследие, 1992. С. 30.

    138

    Топоров В.Н. Ахматова и категория времени // Анна Ахматова и русская культура начала XX века. Тезисы конференции. М., 1989. С. 3-5; Кихней Л.Г., Козловская С.Э. К описанию внутреннего и внешнего пространства в поэзии Ахматовой: семантика образов- медиаторов // Анна Ахматова: эпоха, судьба. Творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып.5. Симферополь: «Крымский архив», 2007. С. 3-10; Крутий С.М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов: О. Мандельштам и А. Ахматова. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2006.

    139

    См. об этом подробнее: Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Семантика границы в картине мира Анны Ахматовой // Вестник Тверского Государственного университета. Серия Филология. 2012. № 21. С. 55-62.

    140

    Насруллаева С.Ф. Хронотоп в ранней лирике Анны Ахматовой: Книги стихов «Вечер» и «Четки». Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 1997. С. 3-12.

    141

    6 Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира: В 2 т. Т.2. М., 1988. С. 161-164.

    142

    Ср.: Крутий С.М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов: О. Мандельштам и А. Ахматова. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2006. С.

    10-11.

    143

    Ахматова А. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1990. Т.1. С. 157. В дальнейшем ссылки на это издание в данном разделе даются в тексте (в скобках указываются том и страница). Для идентификации стихотворений в ряде случаев указывается также и их заглавие.

    144

    Локша А.В., Козловская С.Э. Структура художественного пространства в творчестве Анны Ахматовой эпохи войны и революции (1914-1921) // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 9. Симферополь: Крымский архив, 2011. С. 59.

    145

    Круглова Т.С. Адресованная лирика русского модернизма: Поэтологический аспект: дисс. ... докт. филол. наук. М., 2013. С. 288.

    146

    Там же. С. 277.

    147

    Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. С. 260.

    148

    Тюрина И.И. Поэтика отражений в лирике А. Ахматовой: «Северные элегии», «Полночные стихи» // Вестн. Том.гос. пед. ун-та. 2006. № 8. С. 96.

    149

    Дорофеева Т.В. Архитектоника ранних книг А.А. Ахматовой «Вечер», «Четки», «Белая стая»: дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. С. 20.

    150

    Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие. Дневники, воспоминания, письма А. Ахматовой. М.: Радуга, 1991. С. 202.

    151

    Кружков Г.М. «Я буду печальнее всех»: Йейтс и Ахматова // Кружков У.Б. Йейтс: Исследования и переводы. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. С. 269.

    152

    Кихней Л.Г. Дантовский код в поэзии Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 8. Симферополь: Крымский архив, 2010. С. 123. См. также: Рослый АС. Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов. Автореф. дисс. .к. филол. н. Ростов-на-Дону, 2005. 24 с.

    153

    Кихней Л.Г., Шмидт Н.В. В лабиринтах «петербургской» поэмы Ахматовой // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2007.

    154

    Там же. С. 57.

    155

    Кихней Л.Г., Галаева М.В. Локус «дома» в лирической системе Анны Ахматовой // Восток - Запад: Пространство русской литературы. Мат-лы Межд. научной конференции. Волгоград: Волгогр-ое науч. изд-во, 2005. С. 243.

    156

    Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Семантика «границы» в картине мира Анны Ахматовой // Вестник ТвГУ. Серия: Филология. 2012. №3. С. 60.

    157

    Кихней Л.Г. Мифологическая семантика умирания и воскрешения в стихах Ахматовой 1930-50-х годов // Творчество А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева в контексте русской поэзии ХХ века: М-лы Межд. науч. конф. 21-23 мая 2004 г. Тверь: Золотая буква, 2004. С. 27.

    158

    Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Семантика «границы» в картине мира Анны Ахматовой // Вестник ТвГУ. Серия: Филология. 2012. №3. С. 60.

    159

    Яковлева Л.А. Апокалипсическая семантика в поэзии Анны Ахматовой: дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2014. С. 112.

    160

    Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л.: Наука, 1973. С. 136.

    161

    Яковлева Л.А. Апокалипсическая семантика в поэзии Анны Ахматовой: дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2014. С. 142.

    162

    Круглова Т.С. Адресованная лирика русского модернизма: Поэтологический аспект: дисс. ... к. филол. наук. М., 2013. С. 247.

    163

    Кихней Л.Г., Галаева М.В. Локус «дома» в лирической системе Анны Ахматовой // Восток - Запад: Пространство русской литературы. Мат-лы Межд. научной конференции. Волгоград: Волгогр-ое науч. изд-во, 2005. С. 245.

    164

    Концепция параграфа разрабатывалась совместно с Л.Г. Кихней. См.: Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Семантика «границы» в картине мира Анны Ахматовой // Вестник Тверского государственного университета. - 2012. № 21. Вып. 3. С. 55-63.

    165

    Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX - XX вв. М.: Индрик, 2003. С. 25-51.

    166

    Кихней Л.Г., Козловская С.Э. К описанию внутреннего и внешнего пространства в поэзии Ахматовой: семантика образов-медиаторов // Анна Ахматова: эпоха, судьба. Творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 5. Симферополь: «Крымский архив», 2007. С. 3-10.

    167

    Кихней Л.Г. Ренессансные коды в поэзии Анны Ахматовой 1930-х - 40-х годов // Modernites russes 12. La Renaissance en Russie : concept, modele, utopie, style. Lyon: Lyon III- CESAL, 2011. Р. 139.

    168

    Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001. С. 256.

    169

    Развернуый анализ некоторых медиальных пространственных образов (дверь, порог и проч.) осуществлен в работе И.П. Смирнова: Смирнов И.П. К изучению символики Анны Ахматовой (раннее творчество) // Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971. С. 279-287.

    170

    Лотман Ю.М. Понятие границы // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 175-193.

    171

    Тименчик Р.Д. К семиотической интерпретации «Поэмы без героя» // Труды по знаковым системам. Т. VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1973. Вып. 308. С. 438-442.

    172

    Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. С. 12-148.

    173

    174

    Виноградов В.В. О символике А. Ахматовой // Литературная мысль. Вып.1. Пг., 1922.

    175

    Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. С.12-148.

    176

    Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М.: МАКС-Пресс, 2001. С. 14.

    177

    Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т.2. С. 144.

    178

    Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 29-59.

    179

    Брагинская Н.В. Календарь // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 612-615.

    180

    Лотман Ю.М. О мифологическом коде сюжетных текстов // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб: Искусство-СПБ, 2000. С. 670.

    181

    Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура: сб. науч. тр. М.: Наука, 1983. С. 232.

    182

    Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. / Сост. Нерлера П.М., Аверинцева С.С. М.: Художественная литература, 1990. Т.2. С. 169-170.

    183

    Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Т.1. С. 268.

    184

    Там же. Т.1. С. 79.

    185

    Васильева А.С. Категории пространства и времени в поэзии А. А. Ахматовой (на примере анализа одного стихотворения) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. №69. С. 46.

    186

    Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 47-55.

    187

    Яковлева Л.А. Апокалипсическая семантика в поэзии Анны Ахматовой: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2014. С. 6.

    188

    Цивьян Т.В. Мандельштам и Ахматова: к теме диалога // Цивьян Т.В. Семиотические путешествия. СПб., 2001. С. 200.

    189

    Ср.: Дзуцева Н.В. Мировая культура в эпиграфах Анны Ахматовой // Художественное слово в пространстве культуры: Мат-лы международ. научной конференции. Иваново, 2007 // URL [режим доступа]: http://www.akhmatova.org/articles/dzutceva.htm.

    190

    См. подробнее: Toporov V.N. Об историзме Ахматовой (две главы из книги) // Anna Akhmatova (1889-1966) // Papers from the Akhmatova Centennial Conference. Bellagio Study and Conference Senter, June 1989. Oakland; California, 1993. С.263 -372 .

    191

    Иванов Вяч.Вс. Ахматова и категория времени // Анна Ахматова и русская культура начала XX века. Тезисы конференции. М., 1989. С. 3.

    192

    Лотман Ю.М. О мифологическом коде сюжетных текстов // Лотман Ю.М. Семиосфера. С. 670.

    193

    194

    Левин Ю.И. Зеркало как потенциальный семиотический объект // Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Т. XXII. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1988. С.6-24.

    195

    См. подробнее: Топоров В.Н. Об ахматовской нумерологии и менологии // А. Ахматова и русская культура ХХ в.: Тез. конф. ИМЛИ. М., 1989. С. 6 - 14; а также: Кихней Л.Г. Функции шекспировских и дантовских мотивов в поэзии Анны Ахматовой // Русская литература (РАН), 2014. № 2. С.156-176.

    196

    Жирмунский В.М. К вопросу о синтаксисе А. Ахматовой // Анна Ахматова: Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 719.

    197

    Кузмин М. Предисловие // Ахматова А. Вечер. СПб., 1912. С. 7-8.

    198

    Эйхенбаум Б. Анна Ахматова: Опыт анализа // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии: Сб. статей. Л., 1986. С. 385.

    199

    Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски) // Виноградов

    B. В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М.: Наука, 1976. С. 400.

    200

    Огурцов А.П. Феноменология // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

    C. 718.

    201

    Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой: Тайны ремесла. М.: Диалог МГУ, 2007. С. 16.

    202

    Яковлев А.В. О семантике некоторых произведений Анны Ахматовой // Русская

    литература. 1992. № 1. С. 173.

    203

    Серова М.В. «Жизнь пчел» в поэтическом мире Анны Ахматовой. URL [режим доступа]: http://www.akhmatova.org/articles/serova2.htm

    204

    Дорофеева Т.В. Архитектоника ранних книг А.А. Ахматовой «Вечер», «Четки», «Белая стая»: дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. С. 15.

    205

    Специфика акмеистической, в частности ахматовской, пространственно-предметной образности тонко отмечена Е.М. Куликовой. См.: Куликова Е.Ю. Акмеизм vs символизм: пространство, вещь, лирическая динамика // ФИЛОLOGOS. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. №11. С. 56-63.

    206

    Куликова Е.Ю. Динамические аспекты пространства в лирике акмеистов: лейтмотивная поэтика: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Новосибирск, 2012. С. 34.

    207

    Шеллинг Ф.В.И. Сочинения в 2 тт., т. 2. М.: Мысль, 1989. С. 195.

    208

    «В ранней поэзии Ахматовой мы сталкиваемся с имитацией глубинных архаических схем, лежащих в основе мифологического восприятия мира древних славян». Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М.: МАКС-Пресс, 2001. С. 167.

    209

    Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М.: МАКС-Пресс, 2001. С. 143.

    210

    211

    Филатова О.Д. Семантическое поле «чаша - кубок» в творчестве Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский науч. сб. Вып. 8. Симферополь, 2010. С. 157.

    212

    Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски). Избр. тр.: Поэтика русской литературы. М.: Наука,1976. С. 378.

    213

    Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма. М.: МНЭПУ, 2008. С. 102.

    214

    См. подробнее: Toporov V.N. Об историзме Ахматовой (две главы из книги) // Anna Akhmatova (1889-1966) // Papers from the Akhmatova Centennial Conference. Bellagio Study and Conference Senter, June 1989. Oakland; California, 1993. P.263-372.

    215

    Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 48-51.

    216

    Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. С. 204.

    217

    Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М.: Диалог МГУ, 1997. С. 89.

    218

    Ср.: Топоров В.Н. Модель мира (мифологическая) // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т.2. М.: Советская Энциклопедия, 1988. С. 161-164.

    219

    Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 53-54.

    220

    Куликова Е.Ю. Динамические аспекты пространства в лирике акмеистов: лейтмотивная поэтика: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Новосибирск, 2012. С. 27.

    221

    Айхенвальд Ю.И. Анна Ахматова // Анна Ахматова: Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 239.

    222

    Дорофеева Т.В. Архитектоника ранних книг А.А. Ахматовой «Вечер», «Четки», «Белая стая»: дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. С. 25.

    223

    См. специальное исследование на эту тему: Адмони В.Г. Лаконичность лирики Ахматовой // «Царственное слово». Ахматовские чтения. Вып. 1. М.: Наследие, 1992. С.29-40.

    224

    Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа // Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969. С.89.

    225

    Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 55.

    226

    Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 3. Доктор Живаго. Роман. М.: Художественная литература, 1990. С. 511.

    227

    Краевая М. Особенности употребления коннотонима «муза» в поэтической речи Анны Ахматовой // http://library.udpu.org.ua/library_files/stud_konferenzia/2013/visnuk_54.pdf

    228

    Кихней Л.Г. Дантовский код в поэзии Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 8. Симферополь, 2010. С. 122-124.

    229

    Некрасов Н.А. Избранные сочинения. М.: ГИХЛ, 1948. С.14.

    230

    231

    «В книгу “Тростник” входит стихотворение под названием “Муза” (1924), в котором возникает образный ряд: муза-тростник-дудочка». Кихней Л.Г. Дантовский код в поэзии Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 8. Симферополь, 2010. С. 123.

    232

    Яковлев А.В. О семантике некоторых произведений Анны Ахматовой // Русская литература. 1992. № 1. С. 170.

    233

    Овсянникова С. К теме творчества в ранней поэзии Анны Ахматовой. Финал книги «Четки» (1914) // Studia rossica posnaniensia, vol. XXXVI. Poznan: Adam Mickiewicz University Press, 2011. P. 225.

    234

    Павлович Н.В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995. С. 15.

    235

    Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Т.1. С. 276. В данном разделе ссылки на это издание даются в тексте (в скобках указывается том и страница).

    236

    Библейская энциклопедия, 1991. С. 508.

    237

    Там же. С.508.

    238

    Мандельштам Н. Вторая книга: Воспоминания. М., 1990. С. 50.

    239

    Лосев А.Ф. Ананке // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т.1. М., 1987. С.75.

    240

    Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л., 1982. С. 249.

    241

    Баевский В.С. Не луна, а циферблат (Из наблюдений над поэтикой Мандельштама) // Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама... Воронеж, 1990. С.318.

    242

    Левин Ю.И. О соотношении между семантикой поэтического текста и внетекстовой реальностью (заметки о поэтике О. Мандельштама) // Russian Literature. 1975. № 10/11. P.151.

    243

    Баевский В.С. Указ. соч. С. 314-322.

    244

    См. об этом подробнее: Кихней Л.Г. Осип Мандельштама: Бытие слова. М., 2000. С.128-131.

    245

    Генезис одного из таких мотивов (мотива чумы) прослежен в монографии Е.Ю. Куликовой (см.: Куликова Е.Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. С. 242-258) и в статье Л.Г. Кихней (см.: Кихней Л.Г. «Пир со смертью» А. Пушкина, Вяч. Иванова и О. Мандельштама Семантические и ритмико-метричеческие переклички) // «Как в прошедшем грядущее зреет.»: Полувековая парадигма поэтики Серебряного века. Сб. науч. работ. М.: Азбуковник, 2012. С.173-195).

    246

    Кихней Л.Г. Осип Мандельштам: Бытие слова. М.: Диалог-МГУ, 2000. С. 53-54.

    247

    Гавриков В.А. Деантропоморфизм субъекта у Высоцкого и Мандельштама (на материале стихотворений «Упрямо я стремлюсь ко дну.» и «Ламарк») // Владимир Высоцкий - ХХІ век: Межд. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 6-10 мая 2014 г.): материалы конф. Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2014. С. 31.

    248

    Гофман Б. Генетический код поэта Мандельштама // Постскриптум: Литературный журнал. Вып. 3 (5). СПб., 1996. С. 79-108. Режим доступа:

    249

    Выскажем предположение, что ономастическая символика Айя-Софии воспринималась Мандельштамом сквозь призму софиологии Вл. Соловьева и Вяч. Иванова. Ср.: Дзуцева Н.В. Поэтика софийности в «Зимних сонетах» Вяч. Иванова // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов. Вып. 14. Иваново, 2007. С. 5-29.

    250

    См. уподобление В.Н. Топорова города - женщине: Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 121-132.

    251

    Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992. Т. 2. С.10.

    252

    Топоров В.Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы" (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 274.

    253

    Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 32.

    254

    Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.233.

    255

    Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 34.

    256

    Дарвин М.Н. «Камень» О. Мандельштама: Поэтика заглавия // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики: Межвуз. сб. научн. тр. / Кемеровский гос. ун-т. Кемерово, 1990. С. 57-65.

    257

    Петрова Н.А. «Камень» - обертоны смысла // Время Дягилева: Универсалии серебряного века. Третьи Дягилевские чтения. Пермь: ПГУ: Арабеск, 1993. С. 217-221.

    258

    Thomson R.D.B. Mandel'stam's «Kamen'»: The evolution of an image // Russian Literature. - 1991. Vol.30. N4. P.501-534.

    259

    Мандельштам О. Камень. (Серия «Литературные памятники») / Сост., статьи, комментарии Гинзбург Л.Я., Мец А.Г., Василенко С.В., Фрейдин Ю.Л. Л.: Наука, 1990. С. 248.

    260

    Колобаева Л.А. «Место человека во вселенной..» (Философия личности и видение мира в поэзии О. Мандельштама) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1991. № 2. С. 8.

    261

    Словарь русского языка / Под ред. А.П.Евгеньевой: В 4 т. М.: Русский язык, 1985. Т.4.

    С. 601.

    262

    Кацис Л.Ф. Словарь «Стихов о неизвестном солдате»: От толкового словаря живого великорусского языка к библейской «Симфонии» // De Visu. - 1993. № 6. P. 39-43.

    263

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ТЕРРА, 1998. Т. 4. Стл. 1186.

    264

    Левин Ю. Заметки о «крымско-эллинских» стихах О. Мандельштама // Russian Literature. 1975. № 10/11. P. 5-31.

    265

    Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Известия АН. Серия литературы и языка. 1998. Т. 57. № 5. С.37.

    266

    Даль В. Указ. соч. Т.1. Стлб.978.

    267

    268

    Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи. С.32.

    269

    Даль В. Указ. соч. Т. 4. Стлб. 537.

    270

    Мусатов В. Лирика Осипа Мандельштама. Киев, 2000. С.276.

    271

    Аверинцев С.С. Глина // Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. С.308.

    272

    Там же. С.308.

    273

    Марголина С.М. Мировоззрение Осипа Мандельштама. Marburg / Lahn: Blaue Horner Verlag Bernd E. Scholz, 1989. С. 144.

    274

    Мусатов В. Лирика Осипа Мандельштама. Киев, 2000. С. 373.

    275

    Тоддес Е.А. Статья «Пшеница человеческая» в творчестве Мандельштама начала 20-х годов // Тыняновский сборник. Третьи Тыняновские чтения. Рига, 1988. С.185.

    276

    Марголина С.М. Мировоззрение Осипа Мандельштама. Marburg /Lahn: Blaue Horner Verlag Bernd E. Scholz, 1989. С. 20.

    277

    Осипа Мандельштама. Пособие по спецкурсу. М.: МАКС Пресс, 2002; Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Осип Мандельштам: философия слова и поэтическая семантика: монография / Л.Г. Кихней, Е.В. Меркель. М.: ФЛИНТА; Наука, 2013.

    278

    Подробнее см.: Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М., 2001. С.35-66.

    279

    Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С.92, 102.

    280

    Померанц Г. Страстная односторонность и бесстрастие духа. М.; СПб., 1998. С.390.

    281

    Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т.1. М., 1963.

    282

    283

    Цит. по: Марголина С.М. Мировоззрение Осипа Мандельштама. Marburg, 1989. С.24.

    284

    Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.240.

    285

    Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 38.

    286

    Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988. С.486.

    287

    288

    Паперно И. О природе поэтического слова. Богословские источники спора Мандельштама с символизмом // Литературное обозрение. 1991. № 1. С. 29-36.

    289

    Паперно И. О природе поэтического слова. С. 31.

    290

    Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. С. 909.

    291

    Там же. С. 910.

    292

    293

    Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С.38.

    294

    Тюпа В.И. Проблема эстетического адресата в творческом самоопределении Мандельштама («О собеседнике» и «Камень») // Творчество О.Э.Мандельштама и вопросы исторической поэтики: Межвуз. сб. научн. тр. / Кемеровский гос. ун-т. Кемерово, 1990. С.15-24.

    295

    Ср.: Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1996. С. 125.

    296

    Левин Ю.И. О соотношении между семантикой поэтического текста и внетекстовой реальностью (заметки о поэтике О.Мандельштама) // Russian Literature. 1975. №10/11. P.147-160.

    297

    298

    Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. М., 1997. С.99-100.

    299

    В свете исследований Н.В. Дзуцевой философии языка Вяч. Иванова нельзя не отметить поразительную близость логоцентрических концепций обоих поэтов, заставляющих увидеть в акмеистах (особенно в Мандельштаме) восприемников филологических идей Вячеслава Иванова. См.: Дзуцева Н.В. Мифологема Языка в религиозно-философской эссеистике Вяч. Иванова: «Кручи» // Ословесненный космос: Культурологический сборник. Иваново-Шуя. 2010. С. 276-284; Дзуцева Н.В. «Оскудение языка - оскудение души народной» (статья Вяч. Иванова «Наш язык». // В.И. Даль в парадигме идей современной науки: язык-словесность-культура-воспитание. Материалы V Всероссийской научной конференции. Иваново, 14 апр., 2011. Иваново, 2011. С. 50-57.

    300

    Флоренский П.А. Строение слова // Контекст-1972. М.,1973. С.351.

    301

    Там же. С.357.

    302

    303

    Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989. С.366.

    304

    Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С.39.

    305

    Там же. С. 47.

    306

    Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С.53-54.

    307

    308

    Лотман Ю. Ян Мукаржовский - теоретик искусства // Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1996. С.23.

    309

    См.: Левин Ю. Заметки к «Разговору о Данте» О. Мандельштама // International Journal of Slavic Linguistics and Poetics. 1972. XV. P.184-197; Ronen O.Anapproach to Mandelstam.

    Jerusalem, 1983; Рудаков С.Б. О.Э. Мандельштам в письмах С.Б. Рудакова к жене (19351936) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1993 год. СПб., 1997.

    310

    Успенский Б. Анатомия метафоры у Мандельштама // Успенский Б. Поэтика композиции. СПб., 2000. С. 325.

    311

    312

    Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1986. С.185.

    Раздел сайта: