Примечания
1
Записные книжки Анны Ахматовой. 1958 - 1966. М.; Torino, 1996. С. 376.
2
См.: Акмеизм в критике. 1913-1917 / Сост. О. А. Лекманова и А. А. Чабан. Вступ. ст., примеч. О. А. Лекманова. СПб.: Изд-во Тимофея Маркова, 2014. 544 с.
3
Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме // Russian Literature.1974. N 7/8. P. 23-46; Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме. II // Russian Literature. 1977. Vol. V. № 3. P. 281-300; Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме. III // Russian Literature. 1981. Vol. IX. № 2. P. 175-189.
4
Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. № 7/8. P. 47-82.
5
См.: Смирнов И. Художественный смысл и эволюция поэтических систем // Смирнов И. Смысл как таковой. СПб.: Академический проект, 2001. С.15-225.
6
Смирнов И. Смысл как таковой... С. 103-104.
7
Смирнов И.П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 1994.
8
Иванов Вяч.Вс. Об эволюционном подходе к культуре // Тыняновский сборник: Вторые тыняновские чтения. Рига, 1986. С.174.
9
Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. - Томск, 2000.
10
Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. М.: Диалог МГУ, 1997; Кихней Л.Г. Акмеизм: миропонимание и поэтика. М.: МАКС Пресс, 2001. 184 с. (2-е изд-е: М.: Планета, 2005. 185 с.).
11
Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама... С. 24.
12
Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика... С.35-65. Методологические идеи Л.Г. Кихней легли в основу построения общей концепции нашего исследования, что нашло отражение в совместной публикации: Кихней Л.Г., Меркель Е.В. К методологии изучения поэтической семантики акмеизма // «XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс». Серия: социально-гуманитарные науки. Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. ун-та, 2015. № 1(23). Т. 2. С. 217-222.
13
Есаулов И. Постсимволизм и соборность // Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции. Москва, 10-11 марта 1995 г. / Отв. ред. И.А. Есаулов. М.: РГГУ. С. 4-11.
14
Гюнтер Х. О роли культурной памяти в преддверии будущего - акмеизм и футуризм // Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции. Москва, 10-11 марта 1995 г. / Отв. ред. И.А. Есаулов. М.: РГГУ. С. 18-22.
15
Бройтман С.И. К генезису постсимволизма (ранний Мандельштам и Блок) // Постсимволизм как явление культуры. Вып.2.Материалы международной научной конференции. Москва, 4-6 марта 1998 г. / Отв. ред. И.А. Есаулов. М.: РГГУ. С. 28- 33.
16
Клинг О. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов: проблемы поэтики. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. 356 с.
17
Дзуцева Н.В. Время заветов. Проблемы поэтики и эстетики постсимволизма. Иваново: ИвГУ, 1999. 131 с.
18
См.: Тюпа В.И. Эстетика неотрадиционализма // Постсимволизм как явление культуры. Вып.2.Материалы международной научной конференции. Москва, 4-6 марта 1998 г./ Отв. ред. И.А. Есаулов. М.: РГГУ. С. 23- 28.
19
20
Верхоломова Е.В. Проблема циклизации в поэзии акмеистов. Автореф. ... к. филол. н.
М.: МПГУ, 2009. 20 с.
21
Куликова Е.Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. 530 с.
22
Шмидт Н.В. Из истории городского текста: Город-миф в поэтической традиции Серебряного века. М.: изд-во МНЭПУ, 2008. (Глава 2).
23
Круглова Т.С. Диалог поэтов и диалог текстов в поэтике акмеизма // Круглова Т.С. Адресованная лирика русского модернизма: поэтологический аспект. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2013. С. 181-232.
24
Кихней Л. Г., Полтаробатько Е. Д. Телесный код в поэзии акмеизма / Монография. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2014. 160 с.
25
Крутий С.М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов. Дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2005. 171 с.
26
Мусина Н.Е. Проблема целостности художественной формы в поэтике Серебряного века на примере диалога символизма с акмеизмом. Автореф. дисс. ... д-ра культурологи. СПб., 2011. 48 с.
27
Закуренко А. Игра и свобода в поэтике акмеизма. Фрагмент диссертации // Флейта Евтерпы. 2007. №3. Цит. по: URL [режим доступа]: http://www.igraigr.com/zakurenko- 3.htm. Заголовок с экрана.
28
Пахарева Т.А. Опыт акмеизма (акмеистическая составляющая современной русской поэзии). К.: Парламентское изд-во, 2004. 312 с.
29
Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. - СПб.: Аккад, проект, 2003. - 354 с.
30
Рослый АС. Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов. Автореф. дисс. .к. филол. н. Ростов-на-Дону, 2005. 24 с.
31
Куликова Е.Ю. Акмеизм vs символизм: пространство, вещь, лирическая динамика // ФИЛОLOGOS. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. №11. С. 56-63.
32
Темненко Г.М. Анна Ахматова: опыты интертекстуальных и имманентных прочтений. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2013. 476 с.
33
Налегач Н.В. «Поэтика отражений» И. Анненского и феномен поэтического диалога в русской лирике ХХ века. Кемерово: Изд-во КемГУ, 2012. 260 с.
34
См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т.6. М.; Л.: ГИХЛ, 1963. С.174-184.
35
Аверинцев С.С. Вместо послесловия // Новый мир. 1987. № 10. С. 265.
36
Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. Т.2. Проза. М.: Художественная литература, 1990. С. 212.
37
Смирнов И. Художественный смысл и эволюция поэтических систем // Смирнов И. Смысл как таковой. СПб.: Академический проект, 2001. С.15-225.
38
39
Вейдле В. Петербургская поэтика // Вопросы литературы. 1990. № 7. С.108-127.
40
Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1993. С. 413-447; Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
41
Топоров В.Н. Пространство // Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т. 2. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 421-434; Топоров В.Н. Пространство и текст // Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 318-382.
42
Панова Л.Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама. М.: Языки славянской культуры, 2003. 808 с.
43
Гаспаров М.Л. Поэт и культура (Три поэтики Осипа Мандельштама) // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С.332.
44
Справедливости ради следует отметить, что ряд шагов в этом направлении уже сделан. См., например: Кихней Л.Г. Эсхатологические мифы В. Нарбута и М. Зенкевича // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 6. Симферополь: «Крымский архив», 2008. С.192-203; Лекманов О.А. О трех акмеистических книгах. М. Зенкевич, В. Нарбут, О. Мандельштам. М.: Intrada, 2006.
45
См.: Павлович Н.В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке. - М.: Ин-т русского языка РАН, 1995. С.7.
46
Там же. С. 7.
47
Силантьев И. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с.; Силантьев И. Сюжетологические исследования. М.: Языки славянской культуры, 2009. 224 с.
48
Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1993. С. 413-447.
49
Иванов Вяч. Вс. К жанровой предыстории прений и споров // Иванов Вяч. Вс.
Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. III: Сравнительное литературоведение. Всемирная литература. Стиховедение. М.: Языки славянской
культуры, 2004. С. 9-87.
50
Топоров В.Н. Пространство // Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т. 2. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 421-434; Топоров В.Н. Пространство и текст // Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 318-382.
51
Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М.: МАКС-Пресс, 2001. С. 14.
52
Гумилев Н. Сочинения: В 3 т. Т.3. Письма о русской поэзии. М.: Художественная литература, 1991. С. 16. В разделе о Гумилеве ссылки на это издание приводятся в тексте (с указанием в скобках тома и страницы). Однако для удобства идентификации малоизвестных стихотворений, цитируемых в этом разделе, мы даем их название без указания тома и страницы.
53
Об акмеистическом самоопределении Гумилева см.: Грякалова Н. Ю. Н. С.Гумилев и проблемы эстетического самоопределения акмеизма // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. С. 103-123; Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму. СПб: РХГИ, 2000. 160 с.
54
О семантических закономерностях такой метафоризации см.: Магомедова Д.М. Александр Блок // Русская литература рубежа веков (1990-е - начало 1920-х годов). М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. С. 89-144; Темиршина О.Р. Метафоры-загадки и «Символическое пространство» в книге А. Белого «Королевна и рыцари. Сказки» // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Выпуск 10. Симферополь: «Крымский Архив», 2012. С. 199 - 208.
55
Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 10.
56
57
Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2003. С. 20.
58
Павловский А.И. О творчестве Николая Г умилева и проблемах его изучения // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПБ: Наука, 1994. С. 3.
59
Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 5.
60
Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1993. С. 413-447.
61
См. Иванов Вяч. Вс. К жанровой предыстории прений и споров // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. III: Сравнительное литературоведение. Всемирная литература. Стиховедение. М.: Языки славянской
культуры, 2004. С. 9-87.
62
Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 7.
63
Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева: дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2013. С. 115.
64
Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева: дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2013. С. 116.
65
Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 38.
66
Полиевская А.С. Экзотическийтопос в творчестве Н.С. Гумилева: дисс. ... канд. филол. наук. М., 2006. С. 170.
67
Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева: дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2013. С. 59.
68
Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 2.
69
Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 231.
70
Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма. P. 37.
71
Капитонова Н.А. Поэтическая теодицея Николая Гумилева в контексте культуры серебряного века: автореф. дисс. ... канд. культурологии. Киров, 2007. С. 13.
72
Ср.: Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма... P. 29-59.
73
Uzarevic J. Симультанизм времен? // Russian Literature. 2002. Vol. LI. III. P. 347.
74
Долгополов Л. К. Поэмы Блока и русская поэма конца Х1Х - начала ХХ века. М.-Л., 1964. С. 128.
75
76
Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 487-489.
77
Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 29-59.
78
Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева... С. 114.
79
Одно из самых глубоких истолкований смысла стихотворения находим у Ю.В. Зобнина. Ср.: Зобнин Ю. В. «Заблудившийся трамвай» Н.С. Гумилева: К проблеме дешифровки идейно-философского содержания текста // Русская литература. 1993. №4. С. 176-192.
80
См.: P. 29-38.
81
Кроль Ю. Об одном необычном трамвайном маршруте: («Заблудившийся трамвай» Н.С. Гумилева) // Русская литература. 1990. № 1. С.214.
82
О философских истоках духовного «странничества» Н. Гумилева см.: Зобнин Ю. В. Философские основы творчества Н.С. Гумилева. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 1992. 24 с.; Зобнин Ю. В. Странник духа (о судьбе и творчестве Н.С. Гумилева) // Н.С. Гумилев: pro et contra. СПб., 2000. С. 5-55.
83
Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева... С. 145.
84
Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. Изд. 3-е, испр. М.: КомКнига, 2006. С. 11.
85
Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. М., 1997. С. 43.
86
Топоров В.Н. Пространство и текст... С. 232.
87
Чуковский К. Дневник 1901-1929. М., 1991. С. 133.
88
Одоевцева И.В. На берегах Невы. М., 1988 С. 61
89
О стратегии создания лирического универсума в модернистском дискурсе см.: Дзуцева Н.В. «Вячеславология»: опыт воссоздания поэтического универсума (о монографии С.В. Федотовой «Поэтология Вячеслава Иванова») // Соловьевские исследования. Вып. 3 (39). Иваново, 2013. С. 161-169.
90
В стихотворении «Гиена» «между образами пещеры и могилы ... прямо ставится знак равенства. То же - в “Основателях”, где будущий город, мыслимый Ромулом и Ремом ... уравнивается с будущими могилами». Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева. С. 133.
91
Семантика водных образов, в частности «морского» топоса и его атрибутивных коннотаций, скрупулезно проанализирована Е. Куликовой. См. Куликова Е.Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. С.32-69; Куликова Е. Ю. Морской топос в «Африканском дневнике» Н. Гумилева // Филологический класс: региональный методический журнал учителей словесников Урала. — Екатеринбург. № 1(31). 2013. С. 62-64.
92
Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 5.
93
Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семиотическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. № 7/8 С. 69.
94
Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева... С. 52.
95
96
Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 12.
97
Капитонова Н.А. Поэтическая теодицея Николая Гумилева в контексте культуры Серебряного века: автореф. дисс. ... канд. культурологии. Киров, 2007. С. 15.
98
Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977. С. 106-110.
99
Гумилев, как справедливо отмечает Е.Ю. Раскина, обращается к католической символике: «Сечение готических витражей символизировало в средневековой Европе свет высокой духовности». (Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева... С.7).
100
Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2003. С. 13.
101
Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма / Монография. - М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2014. С. 46.
102
Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева: дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2013. С. 137.
103
«Образы девушки с головой гиены и подобной гиене царицы восходят к древнеегипетской богине войны и палящего солнца - Сехмет». Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. С. 30.
104
Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма / Монография. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2014. С. 25.
105
Тырышкина Е.В. Пространственное моделирование мира в русском литературном авангарде (функционирование и трансформация модели “тело-храм”) http://avantgarde .narod. ru/beitraege/ff/et_telo_xram.htm
106
«Андрогин - это целостное существо, которое сочетает в себе признаки обоих полов ... Идея двуполости, явленная в стихотворении Гумилева, может быть также связанной с мифологическим комплексом травестизма, который на глубинном уровне содержит в себе андрогинные образы.» Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма / Монография. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2014. С. 24.
107
Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма / Монография. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014. С. 34.
108
Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма... С. 41.
109
Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма / Монография. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014. С. 50.
110
«В “Леопарде” противостояние между героем и зверем продолжается после смерти леопарда, тело которого переходит убившему его охотнику, и последний сам гибнет, вернувшись в Африку». Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева... С. 52.
111
Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семиотическая поэтика как потенциальная культурная парадигма. С. 61.
112
Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева... С. 19.
113
Гуревич П.С. Оккультизм и мистический опыт как древняя форма познания [Предисловие] // Уилсон. К. Оккультное / Пер. с англ. М.: Терра-Книжный клуб. Республика, 2001. C. 8.
114
Kikhney L. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Modernitesrusses № 10: Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon: Lyon III - CESAL, 2010. P. 57-58.
115
116
Так, Е.Ю. Раскина указывает на один из важнейших поэтологических мотивов раннего акмеизма - мотив «благочестивого творчества», восходящий к традициям французских романтиков. См.: Раскина Е.Ю. Мотив «благочестивого творчества» («смиренного знания») в художественной программе акмеизма // Русская литература. 1999. № 3. С. 168 - 175.
117
Об интертекстуальной «реализации» программных установок Гумилева в акмеистическом дискурсе (в частности, об вийоновских и раблезианских подтекстах в творчестве Гумилева и Мандельштама см.: Куликова Е.Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. С. 32285; Куликова Е. Ю. О мандельштамовском путешествии к Вийону // Вестник Удмуртского университета. Сер. «История и филология». - Ижевск, 2010. № 4. С. 3-11.
118
См. подробнее: Зобнин Ю. В. Н. Гумилёв - поэт православия. Серия «Новое в гуманитарных науках». Вып. 7. СПб: ГУП, 2000. 386 с.
119
В письме Ларисе Рейснер от 8 ноября 1916 г. Гумилев писал: «У меня "Столп и Утвержденье Истины", долгие часы одиночества, предчувствие надвигающейся творческой грозы. Все это пьянит как вино и склоняет к надменности соллепсизма. А это так не акмеистично. Мне непременно нужно ощущать другое существованье, яркое и прекрасное». Цит. по: Поэт на войне. Документальная хроника. Ч. 2. Выпуск 6 / Сост. Е. Степанов // URL [режим доступа]: http://gumilev.lit-info.ru/gumilev/bio/poet-na-vojne-2-6- stepanov.htm
120
Эта мысль прозвучала в программной статье Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (см.: 3, 16).
121
Раскина Е.Ю. Мотив «благочестивого творчества» («смиренного знания») в художественной программе акмеизма... С. 168.
122
Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М.: Планета, 2005. С. 45.
123
В.Н. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.240.
124
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.240.
125
Городецкий С. Избранные произведения: В 2 т. М., 1987. Т.1. С.309.
126
Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С.127.
127
Там же. С.47.
128
Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев // Электронный ресурс [Режим доступа]: http://bible.optina.ru/old:ps:044:02
129
Богомолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. М.: Новое литературное обозрение, 1999. С. 135.
130
Там же. С. 131.
131
Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева: автореф. дисс. . докт. филол. наук. М., 2008. С. 16.
132
Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2003. С. 15.
133
Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева: автореф. дисс. . канд. филол. наук. Владивосток, 2003. С. 14.
134
Капитонова Н.А. Поэтическая теодицея Николая Гумилева в контексте культуры Серебряного века: автореф. дис. ... канд. культурологии. Киров, 2007. С. 3.
135
136
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 84.
137
Адмони В.Г. Лаконичность лирики Ахматовой // «Царственное слово». Ахматовские чтения. Вып. 1. М.: Наследие, 1992. С. 30.
138
Топоров В.Н. Ахматова и категория времени // Анна Ахматова и русская культура начала XX века. Тезисы конференции. М., 1989. С. 3-5; Кихней Л.Г., Козловская С.Э. К описанию внутреннего и внешнего пространства в поэзии Ахматовой: семантика образов- медиаторов // Анна Ахматова: эпоха, судьба. Творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып.5. Симферополь: «Крымский архив», 2007. С. 3-10; Крутий С.М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов: О. Мандельштам и А. Ахматова. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2006.
139
См. об этом подробнее: Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Семантика границы в картине мира Анны Ахматовой // Вестник Тверского Государственного университета. Серия Филология. 2012. № 21. С. 55-62.
140
Насруллаева С.Ф. Хронотоп в ранней лирике Анны Ахматовой: Книги стихов «Вечер» и «Четки». Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 1997. С. 3-12.
141
6 Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира: В 2 т. Т.2. М., 1988. С. 161-164.
142
Ср.: Крутий С.М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов: О. Мандельштам и А. Ахматова. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2006. С.
10-11.
143
Ахматова А. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1990. Т.1. С. 157. В дальнейшем ссылки на это издание в данном разделе даются в тексте (в скобках указываются том и страница). Для идентификации стихотворений в ряде случаев указывается также и их заглавие.
144
Локша А.В., Козловская С.Э. Структура художественного пространства в творчестве Анны Ахматовой эпохи войны и революции (1914-1921) // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 9. Симферополь: Крымский архив, 2011. С. 59.
145
Круглова Т.С. Адресованная лирика русского модернизма: Поэтологический аспект: дисс. ... докт. филол. наук. М., 2013. С. 288.
146
Там же. С. 277.
147
Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. С. 260.
148
Тюрина И.И. Поэтика отражений в лирике А. Ахматовой: «Северные элегии», «Полночные стихи» // Вестн. Том.гос. пед. ун-та. 2006. № 8. С. 96.
149
Дорофеева Т.В. Архитектоника ранних книг А.А. Ахматовой «Вечер», «Четки», «Белая стая»: дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. С. 20.
150
Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие. Дневники, воспоминания, письма А. Ахматовой. М.: Радуга, 1991. С. 202.
151
Кружков Г.М. «Я буду печальнее всех»: Йейтс и Ахматова // Кружков У.Б. Йейтс: Исследования и переводы. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. С. 269.
152
Кихней Л.Г. Дантовский код в поэзии Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 8. Симферополь: Крымский архив, 2010. С. 123. См. также: Рослый АС. Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов. Автореф. дисс. .к. филол. н. Ростов-на-Дону, 2005. 24 с.
153
Кихней Л.Г., Шмидт Н.В. В лабиринтах «петербургской» поэмы Ахматовой // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2007.
154
Там же. С. 57.
155
Кихней Л.Г., Галаева М.В. Локус «дома» в лирической системе Анны Ахматовой // Восток - Запад: Пространство русской литературы. Мат-лы Межд. научной конференции. Волгоград: Волгогр-ое науч. изд-во, 2005. С. 243.
156
Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Семантика «границы» в картине мира Анны Ахматовой // Вестник ТвГУ. Серия: Филология. 2012. №3. С. 60.
157
Кихней Л.Г. Мифологическая семантика умирания и воскрешения в стихах Ахматовой 1930-50-х годов // Творчество А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева в контексте русской поэзии ХХ века: М-лы Межд. науч. конф. 21-23 мая 2004 г. Тверь: Золотая буква, 2004. С. 27.
158
Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Семантика «границы» в картине мира Анны Ахматовой // Вестник ТвГУ. Серия: Филология. 2012. №3. С. 60.
159
Яковлева Л.А. Апокалипсическая семантика в поэзии Анны Ахматовой: дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2014. С. 112.
160
Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л.: Наука, 1973. С. 136.
161
Яковлева Л.А. Апокалипсическая семантика в поэзии Анны Ахматовой: дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2014. С. 142.
162
Круглова Т.С. Адресованная лирика русского модернизма: Поэтологический аспект: дисс. ... к. филол. наук. М., 2013. С. 247.
163
Кихней Л.Г., Галаева М.В. Локус «дома» в лирической системе Анны Ахматовой // Восток - Запад: Пространство русской литературы. Мат-лы Межд. научной конференции. Волгоград: Волгогр-ое науч. изд-во, 2005. С. 245.
164
Концепция параграфа разрабатывалась совместно с Л.Г. Кихней. См.: Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Семантика «границы» в картине мира Анны Ахматовой // Вестник Тверского государственного университета. - 2012. № 21. Вып. 3. С. 55-63.
165
Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX - XX вв. М.: Индрик, 2003. С. 25-51.
166
Кихней Л.Г., Козловская С.Э. К описанию внутреннего и внешнего пространства в поэзии Ахматовой: семантика образов-медиаторов // Анна Ахматова: эпоха, судьба. Творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 5. Симферополь: «Крымский архив», 2007. С. 3-10.
167
Кихней Л.Г. Ренессансные коды в поэзии Анны Ахматовой 1930-х - 40-х годов // Modernites russes 12. La Renaissance en Russie : concept, modele, utopie, style. Lyon: Lyon III- CESAL, 2011. Р. 139.
168
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001. С. 256.
169
Развернуый анализ некоторых медиальных пространственных образов (дверь, порог и проч.) осуществлен в работе И.П. Смирнова: Смирнов И.П. К изучению символики Анны Ахматовой (раннее творчество) // Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971. С. 279-287.
170
Лотман Ю.М. Понятие границы // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 175-193.
171
Тименчик Р.Д. К семиотической интерпретации «Поэмы без героя» // Труды по знаковым системам. Т. VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1973. Вып. 308. С. 438-442.
172
Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. С. 12-148.
173
174
Виноградов В.В. О символике А. Ахматовой // Литературная мысль. Вып.1. Пг., 1922.
175
Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. С.12-148.
176
Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М.: МАКС-Пресс, 2001. С. 14.
177
Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т.2. С. 144.
178
Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 29-59.
179
Брагинская Н.В. Календарь // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 612-615.
180
Лотман Ю.М. О мифологическом коде сюжетных текстов // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб: Искусство-СПБ, 2000. С. 670.
181
Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура: сб. науч. тр. М.: Наука, 1983. С. 232.
182
Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. / Сост. Нерлера П.М., Аверинцева С.С. М.: Художественная литература, 1990. Т.2. С. 169-170.
183
Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Т.1. С. 268.
184
Там же. Т.1. С. 79.
185
Васильева А.С. Категории пространства и времени в поэзии А. А. Ахматовой (на примере анализа одного стихотворения) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. №69. С. 46.
186
Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 47-55.
187
Яковлева Л.А. Апокалипсическая семантика в поэзии Анны Ахматовой: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2014. С. 6.
188
Цивьян Т.В. Мандельштам и Ахматова: к теме диалога // Цивьян Т.В. Семиотические путешествия. СПб., 2001. С. 200.
189
Ср.: Дзуцева Н.В. Мировая культура в эпиграфах Анны Ахматовой // Художественное слово в пространстве культуры: Мат-лы международ. научной конференции. Иваново, 2007 // URL [режим доступа]: http://www.akhmatova.org/articles/dzutceva.htm.
190
См. подробнее: Toporov V.N. Об историзме Ахматовой (две главы из книги) // Anna Akhmatova (1889-1966) // Papers from the Akhmatova Centennial Conference. Bellagio Study and Conference Senter, June 1989. Oakland; California, 1993. С.263 -372 .
191
Иванов Вяч.Вс. Ахматова и категория времени // Анна Ахматова и русская культура начала XX века. Тезисы конференции. М., 1989. С. 3.
192
Лотман Ю.М. О мифологическом коде сюжетных текстов // Лотман Ю.М. Семиосфера. С. 670.
193
194
Левин Ю.И. Зеркало как потенциальный семиотический объект // Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Т. XXII. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1988. С.6-24.
195
См. подробнее: Топоров В.Н. Об ахматовской нумерологии и менологии // А. Ахматова и русская культура ХХ в.: Тез. конф. ИМЛИ. М., 1989. С. 6 - 14; а также: Кихней Л.Г. Функции шекспировских и дантовских мотивов в поэзии Анны Ахматовой // Русская литература (РАН), 2014. № 2. С.156-176.
196
Жирмунский В.М. К вопросу о синтаксисе А. Ахматовой // Анна Ахматова: Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 719.
197
Кузмин М. Предисловие // Ахматова А. Вечер. СПб., 1912. С. 7-8.
198
Эйхенбаум Б. Анна Ахматова: Опыт анализа // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии: Сб. статей. Л., 1986. С. 385.
199
Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски) // Виноградов
B. В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М.: Наука, 1976. С. 400.
200
Огурцов А.П. Феноменология // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
C. 718.
201
Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой: Тайны ремесла. М.: Диалог МГУ, 2007. С. 16.
202
Яковлев А.В. О семантике некоторых произведений Анны Ахматовой // Русская
литература. 1992. № 1. С. 173.
203
Серова М.В. «Жизнь пчел» в поэтическом мире Анны Ахматовой. URL [режим доступа]: http://www.akhmatova.org/articles/serova2.htm
204
Дорофеева Т.В. Архитектоника ранних книг А.А. Ахматовой «Вечер», «Четки», «Белая стая»: дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. С. 15.
205
Специфика акмеистической, в частности ахматовской, пространственно-предметной образности тонко отмечена Е.М. Куликовой. См.: Куликова Е.Ю. Акмеизм vs символизм: пространство, вещь, лирическая динамика // ФИЛОLOGOS. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. №11. С. 56-63.
206
Куликова Е.Ю. Динамические аспекты пространства в лирике акмеистов: лейтмотивная поэтика: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Новосибирск, 2012. С. 34.
207
Шеллинг Ф.В.И. Сочинения в 2 тт., т. 2. М.: Мысль, 1989. С. 195.
208
«В ранней поэзии Ахматовой мы сталкиваемся с имитацией глубинных архаических схем, лежащих в основе мифологического восприятия мира древних славян». Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М.: МАКС-Пресс, 2001. С. 167.
209
Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М.: МАКС-Пресс, 2001. С. 143.
210
211
Филатова О.Д. Семантическое поле «чаша - кубок» в творчестве Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский науч. сб. Вып. 8. Симферополь, 2010. С. 157.
212
Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски). Избр. тр.: Поэтика русской литературы. М.: Наука,1976. С. 378.
213
Кихней Л.Г., Полтаробатько Е.Д. Телесный код в поэзии акмеизма. М.: МНЭПУ, 2008. С. 102.
214
См. подробнее: Toporov V.N. Об историзме Ахматовой (две главы из книги) // Anna Akhmatova (1889-1966) // Papers from the Akhmatova Centennial Conference. Bellagio Study and Conference Senter, June 1989. Oakland; California, 1993. P.263-372.
215
Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 48-51.
216
Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. С. 204.
217
Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М.: Диалог МГУ, 1997. С. 89.
218
Ср.: Топоров В.Н. Модель мира (мифологическая) // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т.2. М.: Советская Энциклопедия, 1988. С. 161-164.
219
Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 53-54.
220
Куликова Е.Ю. Динамические аспекты пространства в лирике акмеистов: лейтмотивная поэтика: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Новосибирск, 2012. С. 27.
221
Айхенвальд Ю.И. Анна Ахматова // Анна Ахматова: Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 239.
222
Дорофеева Т.В. Архитектоника ранних книг А.А. Ахматовой «Вечер», «Четки», «Белая стая»: дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. С. 25.
223
См. специальное исследование на эту тему: Адмони В.Г. Лаконичность лирики Ахматовой // «Царственное слово». Ахматовские чтения. Вып. 1. М.: Наследие, 1992. С.29-40.
224
Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа // Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969. С.89.
225
Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 55.
226
Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 3. Доктор Живаго. Роман. М.: Художественная литература, 1990. С. 511.
227
Краевая М. Особенности употребления коннотонима «муза» в поэтической речи Анны Ахматовой // http://library.udpu.org.ua/library_files/stud_konferenzia/2013/visnuk_54.pdf
228
Кихней Л.Г. Дантовский код в поэзии Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 8. Симферополь, 2010. С. 122-124.
229
Некрасов Н.А. Избранные сочинения. М.: ГИХЛ, 1948. С.14.
230
231
«В книгу “Тростник” входит стихотворение под названием “Муза” (1924), в котором возникает образный ряд: муза-тростник-дудочка». Кихней Л.Г. Дантовский код в поэзии Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 8. Симферополь, 2010. С. 123.
232
Яковлев А.В. О семантике некоторых произведений Анны Ахматовой // Русская литература. 1992. № 1. С. 170.
233
Овсянникова С. К теме творчества в ранней поэзии Анны Ахматовой. Финал книги «Четки» (1914) // Studia rossica posnaniensia, vol. XXXVI. Poznan: Adam Mickiewicz University Press, 2011. P. 225.
234
Павлович Н.В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995. С. 15.
235
Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Т.1. С. 276. В данном разделе ссылки на это издание даются в тексте (в скобках указывается том и страница).
236
Библейская энциклопедия, 1991. С. 508.
237
Там же. С.508.
238
Мандельштам Н. Вторая книга: Воспоминания. М., 1990. С. 50.
239
Лосев А.Ф. Ананке // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т.1. М., 1987. С.75.
240
Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л., 1982. С. 249.
241
Баевский В.С. Не луна, а циферблат (Из наблюдений над поэтикой Мандельштама) // Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама... Воронеж, 1990. С.318.
242
Левин Ю.И. О соотношении между семантикой поэтического текста и внетекстовой реальностью (заметки о поэтике О. Мандельштама) // Russian Literature. 1975. № 10/11. P.151.
243
Баевский В.С. Указ. соч. С. 314-322.
244
См. об этом подробнее: Кихней Л.Г. Осип Мандельштама: Бытие слова. М., 2000. С.128-131.
245
Генезис одного из таких мотивов (мотива чумы) прослежен в монографии Е.Ю. Куликовой (см.: Куликова Е.Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. С. 242-258) и в статье Л.Г. Кихней (см.: Кихней Л.Г. «Пир со смертью» А. Пушкина, Вяч. Иванова и О. Мандельштама Семантические и ритмико-метричеческие переклички) // «Как в прошедшем грядущее зреет.»: Полувековая парадигма поэтики Серебряного века. Сб. науч. работ. М.: Азбуковник, 2012. С.173-195).
246
Кихней Л.Г. Осип Мандельштам: Бытие слова. М.: Диалог-МГУ, 2000. С. 53-54.
247
Гавриков В.А. Деантропоморфизм субъекта у Высоцкого и Мандельштама (на материале стихотворений «Упрямо я стремлюсь ко дну.» и «Ламарк») // Владимир Высоцкий - ХХІ век: Межд. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 6-10 мая 2014 г.): материалы конф. Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2014. С. 31.
248
Гофман Б. Генетический код поэта Мандельштама // Постскриптум: Литературный журнал. Вып. 3 (5). СПб., 1996. С. 79-108. Режим доступа:
249
Выскажем предположение, что ономастическая символика Айя-Софии воспринималась Мандельштамом сквозь призму софиологии Вл. Соловьева и Вяч. Иванова. Ср.: Дзуцева Н.В. Поэтика софийности в «Зимних сонетах» Вяч. Иванова // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов. Вып. 14. Иваново, 2007. С. 5-29.
250
См. уподобление В.Н. Топорова города - женщине: Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 121-132.
251
Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992. Т. 2. С.10.
252
Топоров В.Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы" (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 274.
253
Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 32.
254
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.233.
255
Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poetique acmeiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 34.
256
Дарвин М.Н. «Камень» О. Мандельштама: Поэтика заглавия // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики: Межвуз. сб. научн. тр. / Кемеровский гос. ун-т. Кемерово, 1990. С. 57-65.
257
Петрова Н.А. «Камень» - обертоны смысла // Время Дягилева: Универсалии серебряного века. Третьи Дягилевские чтения. Пермь: ПГУ: Арабеск, 1993. С. 217-221.
258
Thomson R.D.B. Mandel'stam's «Kamen'»: The evolution of an image // Russian Literature. - 1991. Vol.30. N4. P.501-534.
259
Мандельштам О. Камень. (Серия «Литературные памятники») / Сост., статьи, комментарии Гинзбург Л.Я., Мец А.Г., Василенко С.В., Фрейдин Ю.Л. Л.: Наука, 1990. С. 248.
260
Колобаева Л.А. «Место человека во вселенной..» (Философия личности и видение мира в поэзии О. Мандельштама) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1991. № 2. С. 8.
261
Словарь русского языка / Под ред. А.П.Евгеньевой: В 4 т. М.: Русский язык, 1985. Т.4.
С. 601.
262
Кацис Л.Ф. Словарь «Стихов о неизвестном солдате»: От толкового словаря живого великорусского языка к библейской «Симфонии» // De Visu. - 1993. № 6. P. 39-43.
263
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ТЕРРА, 1998. Т. 4. Стл. 1186.
264
Левин Ю. Заметки о «крымско-эллинских» стихах О. Мандельштама // Russian Literature. 1975. № 10/11. P. 5-31.
265
Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Известия АН. Серия литературы и языка. 1998. Т. 57. № 5. С.37.
266
Даль В. Указ. соч. Т.1. Стлб.978.
267
268
Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи. С.32.
269
Даль В. Указ. соч. Т. 4. Стлб. 537.
270
Мусатов В. Лирика Осипа Мандельштама. Киев, 2000. С.276.
271
Аверинцев С.С. Глина // Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. С.308.
272
Там же. С.308.
273
Марголина С.М. Мировоззрение Осипа Мандельштама. Marburg / Lahn: Blaue Horner Verlag Bernd E. Scholz, 1989. С. 144.
274
Мусатов В. Лирика Осипа Мандельштама. Киев, 2000. С. 373.
275
Тоддес Е.А. Статья «Пшеница человеческая» в творчестве Мандельштама начала 20-х годов // Тыняновский сборник. Третьи Тыняновские чтения. Рига, 1988. С.185.
276
Марголина С.М. Мировоззрение Осипа Мандельштама. Marburg /Lahn: Blaue Horner Verlag Bernd E. Scholz, 1989. С. 20.
277
Осипа Мандельштама. Пособие по спецкурсу. М.: МАКС Пресс, 2002; Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Осип Мандельштам: философия слова и поэтическая семантика: монография / Л.Г. Кихней, Е.В. Меркель. М.: ФЛИНТА; Наука, 2013.
278
Подробнее см.: Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М., 2001. С.35-66.
279
Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С.92, 102.
280
Померанц Г. Страстная односторонность и бесстрастие духа. М.; СПб., 1998. С.390.
281
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т.1. М., 1963.
282
283
Цит. по: Марголина С.М. Мировоззрение Осипа Мандельштама. Marburg, 1989. С.24.
284
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.240.
285
Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 38.
286
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988. С.486.
287
288
Паперно И. О природе поэтического слова. Богословские источники спора Мандельштама с символизмом // Литературное обозрение. 1991. № 1. С. 29-36.
289
Паперно И. О природе поэтического слова. С. 31.
290
Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. С. 909.
291
Там же. С. 910.
292
293
Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С.38.
294
Тюпа В.И. Проблема эстетического адресата в творческом самоопределении Мандельштама («О собеседнике» и «Камень») // Творчество О.Э.Мандельштама и вопросы исторической поэтики: Межвуз. сб. научн. тр. / Кемеровский гос. ун-т. Кемерово, 1990. С.15-24.
295
Ср.: Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1996. С. 125.
296
Левин Ю.И. О соотношении между семантикой поэтического текста и внетекстовой реальностью (заметки о поэтике О.Мандельштама) // Russian Literature. 1975. №10/11. P.147-160.
297
298
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. М., 1997. С.99-100.
299
В свете исследований Н.В. Дзуцевой философии языка Вяч. Иванова нельзя не отметить поразительную близость логоцентрических концепций обоих поэтов, заставляющих увидеть в акмеистах (особенно в Мандельштаме) восприемников филологических идей Вячеслава Иванова. См.: Дзуцева Н.В. Мифологема Языка в религиозно-философской эссеистике Вяч. Иванова: «Кручи» // Ословесненный космос: Культурологический сборник. Иваново-Шуя. 2010. С. 276-284; Дзуцева Н.В. «Оскудение языка - оскудение души народной» (статья Вяч. Иванова «Наш язык». // В.И. Даль в парадигме идей современной науки: язык-словесность-культура-воспитание. Материалы V Всероссийской научной конференции. Иваново, 14 апр., 2011. Иваново, 2011. С. 50-57.
300
Флоренский П.А. Строение слова // Контекст-1972. М.,1973. С.351.
301
Там же. С.357.
302
303
Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989. С.366.
304
Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С.39.
305
Там же. С. 47.
306
Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С.53-54.
307
308
Лотман Ю. Ян Мукаржовский - теоретик искусства // Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1996. С.23.
309
См.: Левин Ю. Заметки к «Разговору о Данте» О. Мандельштама // International Journal of Slavic Linguistics and Poetics. 1972. XV. P.184-197; Ronen O.Anapproach to Mandelstam.
Jerusalem, 1983; Рудаков С.Б. О.Э. Мандельштам в письмах С.Б. Рудакова к жене (19351936) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1993 год. СПб., 1997.
310
Успенский Б. Анатомия метафоры у Мандельштама // Успенский Б. Поэтика композиции. СПб., 2000. С. 325.
311
312
Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1986. С.185.