• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Бруни Лев Александрович

    Бруни Лев Александрович

    БРУНИ Лев Александрович (20.7.1894, с. Алексеевка Новгородской губ. - 26.2.1948, Москва), художник. Брат Н. А. Бруни. Род. в семье потомств. художников, среди его предков - акад. живописи Ф. А. Бруни, худ. П. Ф. Соколов; родств. отношения связывали семейство Бруни с Брюлловыми. Учился в Тенишевском училище (1903-08; не окончил). Знакомство Б. с О. М. произошло, видимо, при посредничестве старшего брата, также «тенишевца» и ровесника О. М. В 1913 в Петербурге Б. завязал друж. отношения с худ. Н. И. Альтманом, Н. А. Тырсой, В. В. Лебедевым, П. В. Митуричем, искусствоведом Н. Н. Пуниным, к-рые вместе с О. М., поэтами Н. А. Клюевым, Н. Бруни, композитором А. С. Лурье, поэтом и музыкантом Н. К. Бальмонтом (сыном К. Д. Бальмонта) образовали лит.-худож. кружок, собиравшийся в квартире-мастерской Б. (кв. 5 Деламотско- го флигеля Академии художеств). О. М. бывал на этих собраниях у Б. по четвергам во 2-й пол. 1914 - 1-й пол. 1915. Б. отмечал в стихах О. М. точность, «классичность» языка и стремление к строгости формы. «В поэзии Мандельштам сделал из русского языка латынь не потому, что язык нашел свои законченные формы и перестал развиваться, а потому, что еврейская кровь требует такой чеканки, что вялостью кажется еврею гибкость русского языка.» - писал Б. о стихах О. М., сравнивая их и живопись Альтмана (Бруни Л. А. Н. Альтман // Новый журнал для всех. 1915. № 4. С. 37). Портрет О. М. работы Б. (1915 или 1916, до сер. 2010-х - собрание семьи Шкловских) - одно из самых значит. воплощений образа поэта в изобр. искусстве. Портрет впервые экспонировался на «Выставке современной русской живописи» в апреле 1916 г. в Петрограде (Молок Ю. А. Ахматова и Мандельштам (к биографии ранних портретов) // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева. М., 2000. С. 301).

    С 1923 Б. жил и преподавал в Москве на графич. ф-те, а затем на монументальном отд. Вхутемаса. (В Москву Б. приехал по приглашению В. А. Фаворского, ректора ВХУТЕМАСа.) О. М. бывал у Б. в доме Вхутемаса (Мясницкая ул., д. 21, кв. 99), где жила в это время семья художника. «Каторжный двор ВХУТЕМАС’а» упомянут в очерке О. М. «Холодное лето» (1923). По устным воспоминаниям вдовы художника, Н. К. Бруни-Бальмонт, в этой квартире Б. написал еще один «великолепный портрет» О. М. «в кресле, гуашью. сепией рыжей», но бумага «оказалась негодной. И. как перегретая солома, по кусочкам. рассыпалась в войну». Портрет, по словам Бруни-Бальмонт, «не был репродуцирован».

    В 1932 семья Б. переехала на ул. Б. Полянка, д. 44, кв. 57, где также бывали О. М. и Н. М.; супруги Бруни посещали Мандельштамов во флигеле «Дома Герцена», где поэт жил в 1932-33. 14.3.1933 Б. присутствовал на вечере О. М. в По- литехнич. музее.

    В 1930-е гг. Б. создал пейзажи и натюрморты, выполнил ряд работ в жанре монумент. живописи (с 1935 Б. с Фаворским руководил Монументальной мастерской при Академии архитектуры), занимался книжной иллюстрацией. По свидетельству вдовы художника, Б. показывал поэту, помимо др. работ, свои иллюстрации к «Дон-Кихоту» и др. лит. произведениям. Возможно, впечатления О. М. от работ Б. отозвались в строках из «Стихов о неизвестном солдате» (1937-38): «Хорошо умирает пехота, / И поет хорошо хор ночной / Над улыбкой приплюснутой Швейка / И над птичьим копьем Дон-Кихота, / И над рыцарской птичьей плюсной».

    В 1937-38, после возвращения О. М. из воронежской ссылки, Б. пытался помочь устройству Мандельштамов в Малоярославце и субсидировал их поездку туда (в Малоярославце Б. принадлежала небольшая дача - полдома, купленная им для жены и детей репрессированного в 1934 брата Николая).

    Лит.: Каталог выставки. М., 1979; П у н и н Н. Н. Квартира № 5 // Панорама искусств. М., 1981. Вып. 4; Рейн Т. М. Годы учения. Воспоминания // Там же. М., 1988. Вып. 11; Некрасова В. Б. О семье Бруни // СМР. Вып. 3/2. С. 186-220; Осип и Надежда Мандельштамы в рассказах современников / вступ. ст., подгот. текста, сост. и коммент. О. С. Фигурновой, М. В. Фигурновой. М., 2001; Л. А. Бруни: Ретроспектива. М., 2000; Сарабьянов А. Д. Жизнеописание художника Льва Бруни. М., 2009; Видгоф Л.М. «“Но люблю мою курву-Москву”. Осип Мандельштам: поэт и город». М., 2012. С. 411-435. Л. М. Видгоф, С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: