• Приглашаем посетить наш сайт
    Ломоносов (lomonosov.niv.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Аверинцев Сергей Сергеевич

    Аверинцев Сергей Сергеевич

    АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич

    Мандельштамовская энциклопедия. Аверинцев Сергей Сергеевич

    АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (10.12.1937, Москва - 21.2.2004, Вена, похоронен в Москве), филолог, культуролог, библеист, академик РАН (2003). В 1961 окончил МГУ. Работал в Ин-те теории и истории искусств (19661969; ныне Гос. ин-т искусствознания), ИМЛИ (1969-92) в 1990-х гг. - в Ин-те высших гуманитарных исследований РГГУ, Ин-те мировой культуры МГУ, с 1994 проф. Венского ун-та. Первый пред. междунар. Мандельштамовского общества в 1991-2003, гл. ред. Мандельшт. энциклопедии. Гос. пр. СССР (1990), Гос. пр. РФ (1996). Тематически спектр науч. и обществ. интересов А. простирался от позднеантичной, раннехрист., визант., нем. и рус. культур и литератур, от сравнит.-ист. поэтики до истории богословской и филос. мысли и текущего лит. процесса. Характерными для науч. стиля А. были отталкивание «от текста» в сочетании с острой лит.-критич. аналитичностью и поистине ренессансной эрудицией, а также подчеркнутое внимание к проблемам взаимодействия разл. культур и религий. Превосходный знаток и ценитель творчества О. М., А. был в дружеских отношениях с Н. М. и неоднократно посещал ее. Однако к систематич. занятиям творчеством О. М. он приступил только в кон. 1980-х гг., когда по инициативе редактора изд-ва «Художественная литература» Т. Н. Бедняковой началась интенсивная работа над составлением 2-томного собр. соч. О. М. Для этого издания (Мандельштам О. Соч.: В 2 т. Т. 1: Стихотворения. Переводы / сост. П. М. Нерлера; подгот. текста и коммент. А. Д. Михайлова и П. М. Нерлера; вступ. ст. С. С. Аверинцева. М., 1990; Т. 2: Проза. Переводы / сост. С. С. Аверинцев и П. М. Нерлер; подгот. текста и коммент. А. Д. Михайлова, П. М. Нерлера. М., 1990) А. написал вступ. ст. «Судьба и весть Осипа Мандельштама». Не отклоняясь от биографич. канвы, А. поставил в ней ряд принципиальных для изучения творчества поэта вопросов, в частности о его межконфессиональном позиционировании и «двойном равновесии» творчества О. М., основывающегося на непреходящем, почти инстинктивном осознании им внутр. поэтич. правоты. После этого А. неоднократно обращался к творчеству и личности поэта в публикациях и докладах, а также в лекциях и спецкурсах в Венском ун-те. Он оставил образцы как семантич. анализа отд. произведений поэта (в частности, стих. «Золотистого меда струя из бутылки текла...»), так и разработки сквозных тематич. (в частности, страха) или метрич. (в частности, хорея) комплексов. В статье с говорящим названием «Так почему же все-таки Мандельштам?» А. пытается одноврем. деканонизировать О. М. и заново канонизировать его, видя в нем как бы органический «позвоночник культуры - ту вертикаль неравноправных ценностей, которою культура держится в состоянии прямохождения». Впрочем, слова «Мандельштама так заманчиво понимать - и так трудно толковать», завершающие статью «Судьба и весть.», можно смело поставить эпиграфом ко всему циклу статей А. об О. М. в сб.: Аверинцев и Мандельштам. Статьи и материалы / сост. П. Нерлер, Д. Мамедова. М.: РГГУ, 2011. (Записки МО. Т. 17).