• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Бетховен Людвиг

    Бетховен Людвиг

    БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17.12.1770, Бонн - 26.3.1 827, Вена), нем. композитор, создатель героико-драм. типа симфонизма, автор 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепьяно с оркестром, 2 месс и др. Бетховенская тема устойчиво присутствует в худож. мире О. М. и его биографии с сер. 1910-х гг.; наследие Б., наравне с творчеством И. С. Баха, В. А. Моцарта, А. Н. Скрябина и Ф. П. Шуберта, составляло «ценностное ядро» мандельшт. муз. предпочтений.

    Можно предполагать, что О. М. знал отд. произведения Б. наизусть; комментируя строки шуточного стих. нач. 1930-х гг.: «Старик Моргулис на бульваре / Нам пел Бетховена...», Н. М. пишет, что речь идет о совм. с О. М. «высвистывании» Б. Это подтверждается и мандельшт. изображением нотных рукописей Б., профессионализм к-рого ощущается, даже несмотря на его исключит. метафоричность: «Сотни фонарщиков с лесенками мечутся по улицам, подвешивая бемоли к ржавым крюкам, укрепляя флюгера диезов <...> кавалерия восьмых и шестнадцатых <...> рвется в атаку». При этом произведения Б., очевидно, являлись для О. М. своеобр. эталоном, с к-рым сравнивалось творчество др. композиторов, напр., в письме Б. С. Кузину от 10.3.1938 О. М. так охарактеризовал «Славянские танцы» А. Дворжака: «Бетховен[ская] обработка народных тем, богатство ключей, умное веселье и щедрость». С др. стороны, отношение к бетховенскому творчеству, вероятно, могло выступать и как своего рода основание для личностной оценки, ср. шутливую характеристику эпизодического персонажа в черновых материалах к «Путешествию в Армению» (1931-32): «Вкус у него был горький, миндальный. Раз как-то он сказал: - Бетховен для меня слишком сладок - и осекся...» По мнению совр. исследователя, О. М. был хорошо знаком и с конкретными фактами биографии Б., а ряд мандельшт. образов навеян бетховенской «иконографией».

    Мандельштамовская энциклопедия. Бетховен Людвиг

    Людвиг ван Бетховен

    Мемуарные свидетельства современников позволяют установить, что О. М. постоянно посещал концертные исполнения произведений Б. Так, 30.3.1912 он специально приехал в С.-Петербург из Мустамяки, чтобы прослушать «Missa solemnis» - «наилучшее из творений глухого Бетховена», 14.11.1916 был на исполнении 4-й и 5-й симфоний Б. С высокой долей вероятности можно предположить, что О. М. слушал произведения Б. в период регулярных посещений артистич. кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». В первом из них он мог присутствовать на «бетховенских вечерах» - 15.11.1912 (исполнялись «Струнный квартет № 1» и «Крейцерова соната»), 26.11.1913 и 1.12.1913 (исполнялись, очевидно, трио № 1-3, 5, 7, 11) (Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник. 1983. Л., 1985. С. 193, 216-217). 31.11.1916 О. М. мог быть на состоявшемся в «Привале комедиантов» муз. вечере, посв. Б., на к-ром исполнялись два его трио. Регулярно посещал О. М. концерты, включавшие произведения Б., в Воронеже во 2-й пол. 1930-х гг. В нач. октября 1935 он присутствовал на репетиции итал. дирижера В. Ферреро и Воронежского симф. оркестра, где, в частности, мог прослушать 7-ю симф. Б.; 7.4.1936 О. М. посетил исполнение 4-й симфонии Б., 12.4.1936 - 2-й симфонии, 7.5.1936 - 9-й симфонии. Впечатления от посещения концертов, где исполнялась музыка Б., нашли свое отражение в мандельшт. стих. «Тянули жилы, жили-были...» (1935); в частности: «Бетховен и Воронеж - или / Один или другой - злодей». По воспоминаниям И. Д. Ханцын, она нередко исполняла для О. М. произведения Б. (вероятно, во 2-й пол. 1920-х гг.).

    В своих произведениях О. М. напрямую обращался к личности Б. на протяжении всего творч. пути; ему посвящена «Ода Бетховену» («Бывает сердце так сурово.», 1914), к-рую в откликах на выход 2-го изд. «Камня» (1915) высоко оценили мн. современники - М. А. Волошин, В. А. Пяст, анонимный рецензент и др. В максимальной степени это проявилось в рец. Г. О. Гершенкройна, где он прямо указал именно на христианизированную форму мандельшт. восприятия творчества Б.: «В глубоко задуманной “Оде Бетховену” слышишь уже настоящую хоровую лирику, где в восходящих ритмических волнах растет, достигая предела, все просветленное ликование - чистой радости причащающегося духа». Вместе с тем в тексте парадоксальным образом акцентировано «языческое», дохристианское начало бетховенской музыки: «О, Дионис, как муж, наивный / И благодарный, как дитя! / <...> Тебе в пророческом весельи / Огнепоклонники поют». По мнению Р. Д. Тименчика, мандельшт. стих. «очевидно перекликается с написанной той же осенью 1914 года статьей Лурье “Бетховен и Вагнер”». Как считает А. Г. Мец, дионисийская линия в восприятии творчества Б. могла формироваться под воздействием взглядов Вяч. И. Иванова, в частности изложенных в его кн. «По звездам» (СПб., 1909). Несколько позже во фрагментах ст. <«Скрябин и христианство»> (1917) О. М., характеризуя новую, т. е. христ. музыку, выделяет в ней «уверенность в окончательном торжестве личности цельной и невредимой», к-рая «входит в христианскую музыку своего рода обертоном, окрашивая звучность Бетховена в белый мажор синайской славы». Именно по этому признаку О. М. разграничивает «радость Бетховена, синтез Девятой симфонии, сей “белой славы торжество”» и музыку Скрябина. Мандельшт. восприятие творчества Б. в «католическом» аспекте происходило в 1910-х гг., вероятно, под влиянием С. П. Каблукова, исключительно высоко ценившего произведения Б.; 31.3.1912 он записал в дневнике: «Как чужда, как далека эта музыка “православному”, восточному христианству. Как чужд восточному христианству дух, внутреннее западного христианства. Какой иной, непонятный и странный “католический Бог”».

    Др. особенность мандельшт. восприятия Б. связана с «революционным» аспектом его творчества, смысловым эквивалентом к-рого становится образ бетховенской сонаты. Именно в такой связи О. М. упоминает А. И. Герцена, всего гражд. начало творчества Б. выражено во внутр. рец. нач. 1930-х гг. на кн. Ж.-Р. Блока «Судьба века»: «Наполеон и Бетховен - европейские мифы. Ленин - тоже. А большевики - изнанка наполеонизма»; ср. редуциров. соединение бетховенской, наполеоновской и рев. линий в ст. «Конец романа» (1922): «“Жан Кристоф” приводится в действие тем же мощным толчком наполеоновского революционного удара (роль личности в истории), как и весь европейский роман, через бетховенскую биографию Кристофа, через соприкосновение с мощной фигурой музыкального мифа, рожденного тем же наполеоновским половодьем личности в истории». Показательно, что «политический» аспект восприятия личности Б. присутствует даже в шуточном стих. сер. 1920-х гг. «Тетушка и Марат»: «У тетушки моей стоял в гостином зале / Бетховен гипсовый на лаковом рояле - / <...> И, гордая собой, упрямая старуха / Перед Бетховеном проговорила глухо: / - Вот, душенька, Марат, работы Мирабо!».

    Бетховенская линия имеет и отчетливые личностные связи, формирующиеся вокруг признака глухоты как свое- обр. положит. качества и индивид. характеристики самого лирич. героя мандельшт. текстов. Вспоминая в «Египетской марке» (1927) о дет. зимних прогулках, О. М. писал: «Мальчиков снаряжали на улицу, как рыцарей на турнир: гамаши, ватные шаровары, башлыки, наушники. От наушников шумело в голове и накатывала глухота <...> и шестилетнего ватного Бетховена в гамашах, вооруженного глухотой, выталкивали на лестницу». [Н. М. в письме Н. И. Харджиеву (15.4.1957) косвенно отметила «инфантильную» основу мандельшт. восприятия бетховенского творчества, определив «Оду Бетховену» как форму выражение стремления «к новому - не детскому - пониманию Бетховена».] Особый ценностный статус глухоты как следствия или метафорич. «платы» за творч. потенциал прямо выражен в вариантах к «Путешествию в Армению», где О. М. пишет о Ж. Б. Ламарке, на основе оппозиции глухота - полнозвучие: «Ты напрасно Моцарта любил: / Наступает глухота паучья», др. характерологич. противопоставление этих авторов содержится в «Египетской марке», где говорится, что «висячие парки с куртинами Моцарта <...> ничего не имеют общего с низкорослым кустарником бетховенских сонат». Очевидно, образ глухоты являлся для О. М. своеобр. «синонимом» бетховенской музыки, см. о концерте в Воронеже: «На базе мелких отношений / Производили глухоту».

    Лит.: к стихам О. Э. Мандельштама // ЛО. 1991. № 1. С. 69-70; Шин- дин С. Г. Бетховенская тема в контексте художественного мира Мандельштама // Мандельштамовские дни в Воронеже. Материалы. Воронеж, 1994; Shlott W. Zur Funktion antiker Gottermythen in der Lyrik Osip Mandel’stams. Fr/M.; Bern, 1981. S. 84-105.

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: