• Приглашаем посетить наш сайт
    Грибоедов (griboedov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    «Березиль»

    «Березиль»

    «БЕРЕЗИЛЬ» (укр. «Березіль»), укр. театр, организованный реж. Л. Курбасом в 1922 в Киеве (рук. до 1933), на основе его же Киевского драм. театра; с 1926 в Харькове, существовал до 1935; ныне - Укр. театр. им. Т. Г. Шевченко. В 1920-е гг. «Б.» - один из самых интересных театров страны, наиб. известны его постановки киевского периода «Джимми Хиггинс» (1923, по одноим. роману Э. Синклера), «Гайдамаки» (1924, по одноим. поэме Шевченко), «Газ» (1924, по пьесе Г. Кайзера), «Жакерия» (1925, по одноим. хронике П. Мериме), «Шпана» (1926, по пьесе Б. Ярошенко).

    Достоверно известно только об одном мандельшт. посещении «Б.» - 4.5.1926 он присутствовал на прощальном выступлении, посв. переезду театра в Харьков, - «мозаичном праздничном спектакле, составленном из отрывков», что свидетельствует о пребывании О. М. в Киеве в это время и объясняет факт появления его первого газетного отзыва о «Б.» лишь 7.5.1926. К творчеству театра О. М. обратился в двух заметках: более благожелат. - «Березіль» и отчасти критич. - «“Березіль” (Из киевских впечатлений)» (обе 1926). Восприятие «Б.» происходило на фоне знакомства О. М. с укр. театр. традицией, общая оценка укр. театра содержится во вступ. части первой заметки и в заключит. части второй. Отд. высказывания О. М. дают основания считать, что он знал предысторию «Б.», связанную с ранними опытами Курбаса: «“Березіль” <...> родился в эпоху летучих <...> постановок в прифронтовой полосе, окруженный армейскими и клубными театриками». Мандельшт. замечание о том, что «Б.» «не теряет связи с революционным уличным карнавалом», позволяет предположить, что О. М. было известно о регулярном участии труппы театра в уличных постановках, приуроч. к гос. праздникам. В качестве специфич. черт худож. манеры «Б.» О. М. выделял три начала - «течение, прямо идущее от непрофессионального клубного театра», «влияние, идущее от театральной Москвы», и «некоторые приемы старой украинской оперетки и мелодрамы»; единств. упрек, высказанный О. М. в адрес «Б.», заключался в том, что «молодой и глубоко рассудочный театр, осторожно увлекающийся биомеханикой, никак не может <...> освободиться от обезьяньих лап экспрессионизма и театрального лжесимволизма». Называя «Б.» основоположником «украинской театральной культуры», О. М. предрекал ему «почетный и благотворный распад: из него выйдут основные типы будущего украинского театра и, работая раздельно, продолжат его дело».

    Лит.:

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: