• Приглашаем посетить наш сайт
    Екатерина II (ekaterina-ii.niv.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Якулов Георгий Богданович

    Якулов Георгий Богданович

    ЯКУЛОВ Георгий Богданович (2.1.1884, Тифлис - 28.12.1928, Эривань), живописец, график, иллюстратор, театр. художник, создатель «Теории света и происхождения стилей в искусстве», получившей назв. «Теория разноцветных солнц». С 1893 жил в Москве, обучался в Лазаревском ин-те вост. языков, откуда в 1898 исключен; в 1910 поступил в Уч-ще живописи, ваяния и зодчества, откуда отчислен в 1903. До 1905 служил в армии, участвовал в русско-японской войне 1904-05, с этого же года после демобилизации приступил к самостоят. худож. творчеству. С 1907 принимал участие в выставках Моск. товарищества художников, «Союза русских художников» и «Мира искусства», был близок кругу «Голубой розы». В этот же период занимался оформлением журнала «Золотое руно».

    В связи со «вторым призывом» в 1913 участников и сторонников рус. футуризма Б. К. Лившиц вспоминал: «Среди живописцев у нас нашелся единомышленник в лице Якуло- ва, незадолго перед тем приехавшего из Парижа» (Лившиц Б. Полутороглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания / состав. Е. К. Лившиц и П. М. Нерлера, подгот. текста П. М. Нерлера и А. Е. Парниса, примеч. П. М. Нерлера, А. Е. Парниса и Е. Ф. Ковтуна. Л., 1989. С. 466). Судя по его же свидетельству (см.: Там же. С. 466-469), теоре- тич. взгляды Я. об одноврем. совместноцветности (теория света) были заимствованы Р. Делоне при разработке им концепции симультанного искусства. Об этом, в частности, Я. говорил в докладе «Естественный свет (архаический солнечный), искусственный свет (современный электрический)», с к-рым выступил 30.12.1913 в артистич. кабаре «Бродячая собака» (см.: Нерлер П. М., Парни с А. Е., Ковтун Е. Ф. Примечания // Лившиц Б. Полуторо- глазый стрелец. С. 678); именно там в этот период могло состояться его знакомство с О. М. Позднее Я. был автором обложки альманаха «Весенний салон поэтов» (М., 1918), где среди 45 авторов публиковался и О. М.; см.: Меньшова И. А. Комментарии // Судейкина В. А. Дневник: 1917-1919 (Петроград - Крым - Тифлис) / подгот. текста, вступит. ст., коммент. И. А. Меньшовой. М., 2006. С. 560. Искушенный современник свидетельствовал: «Не в пример большинству живописцев, Якулов обладал даром общения и умел связно излагать свои мысли» (Лившиц Б. Полу- тороглазый стрелец. С. 468). Столь же благожелат. характеристику Я., относящуюся ко времени проживания О. М. в Доме Герцена (апр. 1922 - авг. 1923; см.: В ид г о ф Л. М. «Но люблю мою курву-Москву»: Осип Мандельштам: поэт и город. М., 2012. С. 117-180), оставила Н. Я. Мандельштам: «остроумный, острый и легкий человек» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 142); из ее кратких мемуарных реплик можно заключить, что на этот период приходится довольно активное мандельшт. общение с Я. Тогда же О. М. опубликовал ст. «Девятнадцатый век» (1922) и микроцикл «Сеновал» («Я по лесенке приставной...» и «Я не знаю, с каких пор...», оба - 1922) в альм. «Гостиница для путешествующих в прекрасном» [1922. № 1 (нояб.)], ядро к-рого составили, по словам рецензента, «официальные имажинисты и всегда близкий к ним Георгий Якулов» (Горнунг Б. В. «Гостиница для путешествующих в прекрасном» // Г о р- нунг Б. В. Поход времени: В 2 кн. Кн. 2: Статьи и эссе / состав. и примеч. М. Воробьева. М., 2001. С. 220); манифест имажинистов был подписан Я. ранее, в янв. 1919. Возможно, что с якуловской теорией света связан один из пассажей этой мандельшт. ст.: «В живописной композиции существует один вопрос, обусловливающий движение и равновесие красок: где источник света?» (2. С. 267). Когда после смерти Я. в Эривани (см. Ереван) и лишают жены (ее посадили), а на мертвого не жаль и расщедриться» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 142).

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: