• Приглашаем посетить наш сайт
    Замятин (zamyatin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Экстер Александра Александровна

    Экстер Александра Александровна

    ЭКСТЕР (урожд. Григорович) Александра Александровна [6.1.1882, Белосток Гродненской губ. - 17.3.1949, Фонтене-о-Роз, Франция], живописец, график, театр. и кинохудожник, книжный иллюстратор, модельер-дизайнер, педагог. В 1908-14 жила в Киеве, Москве, С.-Петербурге, Париже. В 1908 познакомилась в Москве с Д. Д. Бурлюком, Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионовым, в С.-Петербурге - с Н. И. Кульбиным. С сер. 1910-х гг. Э. - одна из ключевых фигур рус. худож. авангарда. В кон. 1916 широкую известность ей принесло оформление в моск. Камерном театре спектакля «Фамира Кифаред» по одноим. трагедии И. Ф. Анненского (1913) (см.: Александра Экстер: Путь художника. Художник и время. М., 1993. С. 103-115, 199-200; репродукции сценич. оформления и костюмов: С. 53-67), на к-рую, в свою очередь, положит. рец. (1913) отозвался О. М. (см.: 1.). В кон. 1917 Э. возвратилась на Украину и до сер. 1920 жила в Киеве и Одессе, затем, до отъезда в 1925 во Францию, - в Москве.

    По мнению совр. исследователей, Э., видимо, не занималась систематич. преподават. деятельностью: ее студия была местом встреч представителей самых разных творч. кругов. Киевская мастерская декорац. иск-ва, к-рая брала подряды на театр. и оформит. работы, была открыта Э. совм. с И. М. Рабиновичем в дек. 1918; здесь же давались уроки живописи, рисунка и театр.-декорац. иск-ва. В отеч. иск- ведении принято считать, что наиб. влияние Э. оказала на вполне определ. узкий круг художников (Л. М. Козинцева, И. И. Нивинский, П. Г. Пастухов, К. Н. Редько, А. Г. Тыш- лер, Н. А. Шифрин и др.), к числу к-рых относится и Рабинович, упоминаемый Н. М. в связи с ее участием в оформлении постановки К. А. Марджанова «Фуэнте овехуна» в Киеве весной 1919. Н. М., ссылаясь на устное высказывание Э., называла себя ее ученицей (см.: Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 158); в своей автобиографии факт ученичества она относит к первым послерев. годам; ср.: Лившиц Е. Воспоминания // ЛО. 1991. № 1. С. 89. В кон. июля 1923 О. М. сам рассказывал Л. В. Горнунгу взглядов Н. М., - характеризуя нач. 1920-х гг., она, в частности, отмечала: «К тому времени уже изрядно надоел и “Бубновый валет”, и все “Ослиные хвосты”, а про “Мир искусства” я и слышать не хотела» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 459).

    Прямых свидетельств знакомства О. М. с Э. не существует; вместе с тем она общалась с нек-рыми из поэтов-ак- меистов: по восп. А. А. Ахматовой, в 1910-е гг. Э. работала над ее портретом (см.: Реформатская Н. В. С Ахматовой в Музее Маяковского // Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991. С. 543); тогда же Ахматова посвятила Э. стих. «Старый портрет» (1910). В кон. нояб. - нач. дек. 1911 во время поездки в Киев М. А. Кузмин Гумилев останавливались в доме Экстеров. На протяжении мн. лет Э. поддерживала друж. отношения с Б. К. Лившицем (ср.: Лившиц Е. Воспоминания. С. 88), была автором фронтисписа к сб. его стихов «Волчье Солнце» [М. (Херсон), 1914]. О. М. мог познакомиться с Э. в сер. 1910-х гг. в С.-Петербурге (Петрограде) или во время своего пребывания в Киеве весной-летом 1919, напр., при участии А. И. Дейча

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: