• Приглашаем посетить наш сайт
    Львов Н.А. (lvov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Эйнштейн Альберт

    Эйнштейн Альберт

    ЭЙНШТЕЙН (Einstein) Альберт (14.3.1879, Ульм, Германия - 18.4.1955, Принстон, США), физик, создатель теории относительности и один из создателей квантовой теории и статистич. физики. С 1909 проф. Цюрихского, затем Немецкого ун-та в Праге (1911-12), в 1912 возвратился в Цюрих. В 1914, после избрания в 1913 чл. Прусской и Баварской АН, переехал в Берлин, где стал дир. Физич. ин-та и проф. Берлинского ун-та и, в частности, завершил создание общей теории относительности. В 1921 за работы в области теоретич. физики Э. была присуждена Нобелевская премия. В 1933 он был вынужден покинуть Германию и переехал в Принстон (США), где разрабатывал единую теорию поля и занимался вопросами космологии. Теория относительности Э., к-рая, по существу, является общей теорией пространства, времени и тяготения, сделала бессодержательными понятия абсолютного пространства и абсолютного времени ньютоновской физики.

    Несмотря на неоднократное обращение О. М. в нач. 1920-х гг. к теоретич. воззрениям Э., оснований утверждать о его прямом знакомстве с ними нет, скорее речь может идти об их метафорич. использовании. В своей передаче науч. взглядов Э. О. М. сближает его теорию относительности с категорией времени и образами, связанными с худож. (лит.) творчеством. Развернутое выражение подобной семантич. близости содержится в «программной» ст. «О природе слова» (1920-22): «...Нечто вроде геометрической прогрессии, правильного и закономерного ускорения, замечается в бурной реализации накопленных и растущих потенций исторической силы, энергии. Благодаря изменению количества содержания событий, приходящихся на известный промежуток времени, заколебалось понятие единицы времени, и не случайно современная математическая наука выдвинула принцип относительности»; ср.: «.Кризис романа, то есть фабулы, насыщенной временем, совпал с провозглашением принципа относительности Эйнштейном» (1. С. 217; 2. С. 275).

    С большой долей вероятности можно предположить, что интерес О. М. к личности Э. был усилен И. А. Аксеновым, соединившим творчество В. В. Хлебникова в заметке «Литературная Москва» (1922), Аксенов «возложил на могилу ушедшего великого архаического поэта прекрасный венок аналитической критики, осветив принципом относительности Эйнштейна архаику Хлебникова» (2. 275 С. 257); вероятно, с теорией Э. метафорически связан и завершающий этот пассаж образ «языка времени». Дальнейшее развитие сближение имен Хлебникова и Э. получило в ст. «Буря и натиск» (1922-23), где оно так же соотнесено с категорией времени: «Хлебников мыслил язык как государство, но отнюдь не в пространстве, не географически, а во времени. <...> Он гражданин всей истории, всей системы языка и поэзии. Какой-то идиотический Эйнштейн» (2. С. 296); о возможном продолжении и поливариативном развитии данного семантич. комплекса см.: Иванов. С. 361-363 и сл.

    По-видимому, определ. теоретич. взгляды Э. (во многом опирающиеся на понятия скоростей звука и света и новую натурфилос. концепцию мироздания) опосредованно отразились в мандельшт. «Разговоре о Данте» (1933) - см., напр.: «Поэзии Данта свойственны все виды энергии, известные современной науке. Единство света, звука и материи составляет ее внутреннюю природу. <...> Если бы физик, разложивший атомное ядро, захотел его вновь собрать, он уподобился бы сторонникам описательной и разъяснительной поэзии, для которых Дант на веки вечные чума и гроза», - и др. [отчасти эта метафора предвосхищена уже в программной ст. «О собеседнике» (1913 (1912?), 1927), где О. М. так определяет поэтич. произведение: «Этим строкам, чтобы дойти по адресу, требуется астрономическое время, как планете, пересылающей свой свет на другую»]; ср. содержащуюся в набросках к «Разговору о Данте» характеристику с совершенно явной отсылкой к квантовой теории: «Дант может быть понят лишь при помощи теории квант» (3. С. 219-221; 1. С. 188; 3. С. 402). Ряд параллелей с теорией относительности Э. предложен для «Стихов о неизвестном солдате» (1937); см.: Иванов. С. 356-357 и сл.

    Лит.:

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: