• Приглашаем посетить наш сайт
    Клюев (klyuev.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Беккерман Александр Герцевич

    Беккерман Александр Герцевич

    БЕККЕРМАН Александр Герцевич (17.12.1903, Минск - не ранее 11.02.1959, Москва), врач, музыкант, прототип героя стих. О. М. «Жил Александр Герцович...» (1931). Проживал в той же коммунальной квартире (Москва, Старосадский пер., д. 10 кв. 3), что и А. Э. Мандельштам - брат О. М. Комнаты Б. и А. Э. Мандельштама соседствовали; т. о., бывая и живя в комнате брата, О. М. мог неоднократно слышать музыку в исполнении Б. Осн. сведения о Б. содержатся в воспоминаниях Р. Л. Сегал: «Среди многочисленных жильцов нашей квартиры было два брата, оба - музыканты: Григорий и Саша Беккерманы. Саша был старшим, он не стал профессиональным музыкантом потом, хотя, по-моему, играл лучше младшего. Он стал врачом-гине- кологом, работал в платной клинике. <...> У них была небольшая комната, почти всю ее занимал колоссальный рояль. Я очень любила сидеть на маленькой скамейке и слушать, как Саша играет Шопена, Шуберта, Листа.» (С е- г а л. С. 27-28). Р. Сегал запомнила Б. играющим именно на рояле (что подтвердила в беседе с автором данной статьи); сын А. Э. Мандельштама, А. А. Мандельштам, сообщает о Б., игравшем на скрипке (М а н д е л ь ш т а м А. С.166). В качестве врача-уролога Б. упомянут в справочнике «Вся Москва» на 1929 (С. 225). По свидетельству С. И. Липкина, в стих. «Жил Александр Герцович.» была еще одна строфа, к-рую О. М. исключил: «Он музыку приперчивал, / Как жаркое харчо, / Ах, Александр Герцович, / Чего же вам еще?» «Между тем, - замечает Липкин, - строфа говорит о характерной подробности быта. Музыканты из консерватории направлялись по короткому Газетному переулку до Тверской, в ресторан “Арагви”, помещавшийся тогда не там, где теперь, а в доме, отодвинутом во двор новопостроенного здания, брали одно лишь харчо, на второе блюдо им денег не хватало, но жаркое, острое харчо им наливали щедро, полную тарелку.» (Л и п к и н. С. 19). Исключенная строфа не связана напрямую с Б., она имела отношение в первую очередь к его брату-музыканту Григорию. Видимо, это могло послужить одной из причин ее удаления. Высказывались разл. мнения относительно того, какую именно «сонату вечную» играет герой стих. «Жил Александр Гер- цович...». Д. И. Черашняя предполагает, что в стихах говорится о сонате Ф. Шуберта си-бемоль мажор - одной из трех последних сонат композитора (1828). А. Фэвр-Дюпэгр считает, что у О. М. речь идет о последней серии экспромтов Шуберта (опус 142); особенно близок стихотворению, с ее т. зр., ритм 4-й пьесы данного опуса. По мнению Б. А. Каца, есть основания полагать, что в стихах подразумевается шу- бертовская песня «Маргарита за прялкой»; кроме того, Кац указывает и на возможную связь стихотворения с евр. песенкой «Идл мит а фидл».

    Лит.: Кац Б. А. В сторону музыки: Из музыковедческих примечаний к стихам О. Э. Мандельштама / ЛО. 1991. № 1; Его же. Песенка о еврейском музыканте: шутка или кредо? К подтекстам и интерпретациям стихотворения «Жил Александр Герцович...» // Кац Б. А. Музыкальные ключи к русской поэзии. СПб., 1997; Л ипкин С. И. Угль, пылающий огнем. М., 1991; Сегал Р. Л. Из воспоминаний // СМР. Вып. 2; Черашняя Д. И. Автор и герой: кто и что играл наизусть Представление новой книги доклад на Мандельшт. чтениях во Владивостоке, 18-20 сент. 2006]; Faivre DupaigreA. Poetes-musiciens. Cendrars, Mandelstam, Pasternak. Rennes, 2006.

    Л. М. Видгоф.

    Раздел сайта: