• Приглашаем посетить наш сайт
    Кржижановский (krzhizhanovskiy.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Чурилин Тихон Васильевич

    Чурилин Тихон Васильевич

    ЧУРИЛИН Тихон Васильевич (5.5.1885, Лебедянь Тамбовской губ. - 28.2.1946, Москва), поэт, прозаик. Автор книг «Весна после смерти» (М., 1915), «Конец Кикапу» (М., 1918), «Вторая книга стихов» (М., 1918), «Стихи Тихона Чурилина» (М., 1940). Знакомство Ч. с О. М. относится, предположительно, к 1916. По свидетельству А. А. Ахматовой, О. М. был «влюблен» в строчки из стих. Ч. «Ноябрь» (Ахматова. С. 122). Имя О. М. появляется у Ч. в контексте переосмысления поэзии и противопоставления этой традиции футуристич. и советской поэзии 1920-30-х гг. В рец. на ст. «Армия поэтов», посв. стихотвор- цам-графоманам, Ч. отмечал, что она «содержит очень много горьких истин - но ничего действительного, интересного и оригинального не сообщает <...> некоторые отрицательные черты “поэтов”, типичны для самого Мандельштама (например, торжественная священнодейственная чистка стихов)» (Чурилин Т. Обзор еженедельников // Книгоноша. 1923. 1 декабря. № 27. С. 8).

    Позднейшие упоминания O. М. в творч. наследии Ч. привязаны к фигуре В. В. Хлебникова. О. М. эпизодически появляется в мемуарах Ч. как один из участников «разномастной поэтической компании» 1916, к к-рой примыкал и сам автор (см.: Он же. Встречи на моей дороге. С. 459460). В стих. Ч. «Песнь о Велемире» (1935) (из сборника «Стихи Тихона Чурилина»), приуроченном к 50-летию покойного поэта, введены образы Н. С. и О. М, к-рые изображаются как антагонисты гл. героя, «смеющиеся» над поэтом, и даны в подчеркнуто фамильярных тонах: «И над ним смеялись Осип Эмильич, / Николай Степаныч и прочая шмара». Та же коллизия присутствует в стих. «Гению (1885-1935)» (см.: Тихон Чурилин. Зима. 1934. 1935. 1936 // РНБ. Ф. 1294. Ед. хр. 9. Л. 9-10). «Гений и Дурак» - центр. образ этого текста, за к-рым с легкостью угадывается Хлебников и скрыто присутствуют черты лит. автопортрета самого Ч. Его осмеивает «всесветный мещанин», персонифицированный в прозрачных криптонимах: «Смеется он, всесветный мещанин, / Он, Н. С. Г. иль О. Э. М. всегдашний». Стихотверение было написано в форме обращения к мертвому. Даты, вынесенные в заголовок текста и указывающие на общий год рождения автора и адресата, а также «юбилейный» сюжет, наполненный тра- гич. мотивами «переплетенных» биографий Хлебникова и

    (в частности, в ст. «Буря и натиск», где Хлебников назван «идиотическим Эйнштейном»; см.: О. Мандельштам. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. М. 1993. С. 296). Возможно, именно этот текст, подводящий итоги лит. взаимосвязей символизма и футуризма, послужил через много лет поводом для поэтич. инвективы Ч. Несмотря на то что оба указанных стихотворения касались лит. конфликтов ушедшей эпохи, в контексте полит. гонений 1930-х гг. они могут рассматриваться как личный выпад Ч. (в 1935 вступившего в СП СССР) против О. М.

    Н. А. Яковлева.