• Приглашаем посетить наш сайт
    Замятин (zamyatin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Чудовский Валериан Адольфович

    Чудовский Валериан Адольфович

    ЧУДОВСКИЙ Валериан Адольфович (20.4.1882, Минская губ. - Уфа, 1938?), теоретик стиха, критик; с 1917 почетный чл. петрогр. Ин-та истории иск-в. Совм. с В. И. Кривичем и М. А. Кузминым вел раздел «Заметки о русской беллетристике» и театральную хронику в журнале «Аполлон», нек-рое время работал секр. журнала. С О. М. познакомился, по-видимому, осенью 1909 и в дальнейшем многократно встречался с ним, в частности, на «башне» у В. И. Иванова, в «Обществе ревнителей художественного слова» (напр., 29.10.1911; ср.: Камень. 1990. С. 245), а также в кабаре «Бродячая собака» (с дек. 1912). В нач. 1910, с женитьбой Ч. на А. М. Зельмановой, в их доме (ул. Алексеевская, д. 5) составился лит. салон, частым посетителем к-рого стал О. М. (см.: Лившиц. С. 521). В свою очередь, Ч. посещал заседания 1-го «Цеха поэтов». Ср. в мемуарах Г. В. Адамовича: «Вспоминаю забавную мелочь» о чтении О. М. стих. «Ахматова» (1914) на собрании «Цеха...», «едва ли кому- нибудь теперь известную <...>. Кто-то, если не ошибаюсь, Валериан Чудовский спросил поэта: “Осип Эмильевич, почему «отравительница Федра»? Уверяю вас, Федра никого не отравляла ни у Еврипида, ни у Расина”. Мандельштам растерялся <...>. На следующий же день “отравительница Федра” превратилась в “негодующую Федру”» (Адамович. С. 185-186; ср. иную версию, изложенную в ст. Лозинский М. Л.).

    Критич. высказывания О. М. и Ч. в «Аполлоне» представлены в одном ключе - и тот, и другой пытались осмыслить логику развития культуры, приведшую к «преодолению символизма». Ст. Ч. «Футуризм и прошлое» содержит важный тезис, к-рый становится одной из эстетич. установок О. М.: «У нашего времени не может быть иной художественной цели, как выражение идеала того четвертого сословия, которое властвует с 1848 года» (А. 1913. № 6. С. 29; см. также: Постоутенко К. Ю. Из материалов по истории стихосложения в России // Тыняновский сб.: Пятые Тыняновские чтения. Рига. М., 1994. С. 305-311). Ср. также характеристику, данную В. Ф. в театральном обзоре Ч. (Ч уд о в с к и й В. А. Петербургские театры // А. 1913. № 6. С. 59) и образ актрисы в «Шуме времени» (1923) О. М. Осенью-зимой 1912 Ч. готовил для А специальную «статью о стихах» О. М. (свидетельство из дневника С. П. Каблукова: Камень. 1990. С. 247; ст. не была напечатана, рукопись ее не сохранилась). Манифест О. М. «Утро акмеизма» содержит важную перекличку с написанным с позиций акмеизма обзором Ч., помещенным в № 2 А за 1913 (см.: Мец. С. 337).

    В окт. 1920, вернувшись в Петроград из Крыма, О. М. получил комнату в Ч. в это время также проживал в Доме иск-в и даже входил в его Совет (см: Чуковский. С. 198, 211). Также в 1920-х гг. О. М. и Ч. встречались в кружке А. Д. Радловой, «верным рыцарем» к-рой был Ч. (Ахматова. Листки из дневника. С. 128; ср.: Тименчик Р. Д. Предисловие // Кофейня разбитых сердец: Коллективная шуточная пьеса в стихах при участии О. Э. Мандельштама. Stanford, 1997. С. 29). О постоянно пересекающихся сферах общения О. М. и Ч. в этот период см. также: Кузмин;Оношкович-Яцына.

    В своей ст. «По поводу одного сборника стихов (“Корабли” Анны Радловой)» (1921) (см.: Начала: Летопись Дома литераторов. Пб., 1921. № 1. С. 209-210) Ч. определил О. М. в паре с В. В. как поэтов, доведших модернистскую поэтику «до крайности - почти до карикатуры». Оценивая совр. лит. ситуацию, Ч. противопоставил А. А. Ахматову, «неизлечимо больную зарей вчерашнего “Вечера”», и Радлову, первую поэтессу, принявшую «крещение пламенем и кровью» «семи последних лет». В вопросе соперничества «двух Анн» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 144) О. М. принял сторону Ахматовой. Эти обстоятельства нашли отражения в шуточном стихотверении О. М., обращенном к Радловой: «Архистратиг вошел в иконостас...». Оно пародирует как раз то стихотворение Радловой («Ты - благодать, и ты - горчайший жребий...»), на к-рое Ч. указал в своей ст. «По поводу одного сборника.» как на образец «по-новому трагичного примитивизма», какого «Европа не знала чуть ли не со времен Данте». 2-я строка стихотворения О. М. построена на каламбурном обыгрывании имени Ч.: «В ночной тиши запахло валерьяном...»

    Источники: Адамович Г. В. Мои встречи // Мандельштам и его время. С. 185-186; Чуковский К. И. Дневники. 1901-1929. М., 1991 (по именному ук.); Пяст В. А. Встречи. М., 1997 (по именному ук.); Кузмин М. А. Дневник 1921 года // Минувшее: Исторический альманах. М., 1993. Вып. 12, 13 (по именному ук.); Оношкович-Яцына А. И. Дневник 1919-1927 // Там же. Вып. 13 (по именному ук.).

    Лит.: СПб., 1995. Т. 1. С. 569-570 (там же - библиография); Телето- ва Н. К. «Дело лицеистов» 1925 года // Звезда. 1998. № 6. С. 123, 128.

    Е. Л. Куранда.

    Раздел сайта: