• Приглашаем посетить наш сайт
    Екатерина II (ekaterina-ii.niv.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    «Чернозем»

    «Чернозем»

    «ЧЕРНОЗЕМ» («Schwarzerde»), опера швейцарского композитора К. Хубера, созданная по мотивам произведений О. М. Шла в Базельском театре в 2001 (10 представлений). Постановщик, автор либретто (в соавт. с Хубером) и, отчасти, переводчик - М. использованы также переводы П. Целана. (необходимые для понимания комментарии) и армянском (возвышенные и филос. мотивы).

    «Ч.» - произведение о противостоянии поэта и власти, «гения и злодейства», она решена как совр. вариант антич. трагедии. На сцене - сам поэт, три героини и вестник судьбы, исполняющий баллады на арм. яз. под аккомпанемент виолы-д’амур. Еще один персонаж, на протяжении всего действия не появляющийся, но незримо присутствующий на сцене и олицетворяющий зло, - И. В. Сталин. Хор, в традициях антич. трагедии, судит и направляет сюжет: реакция одной его половины позитивна, другой - негативна. Двойственность подчеркивается, во-первых, чередованием контрастных сцен (начало - ода свету - это рождение поэта), во-вторых, повторяющимся неск. раз рефреном- пантомимой: это судороги удушья - символ деспотии и насилия. Баллада вестника о царе Аршаке, заточенном в башню до конца жизни, - предсказание судьбы О. М. Далее следует любовная сцена, прерываемая обыском, потом опять вестник с балладой-мечтой, к-рую сменяет страшная галлюцинация героя о смерти. Центр. эпизод «Ч.» - развернутая ария-монолог «Мы живем, под собою не чуя страны.». Лирич. кульминация - мелодекламация трех героинь - написана на стихи и строки писем А. А. М. И. и Н. М. Следующая за этим ария поэта в сопровождении муж. хора и тромбона - парафраз арии Царицы ночи из «Волшебной флейты» В. А. Моцарта. Светлый образ Араратской долины, символизирующий свободу и надежду, сменяется новым трагич. катаклизмом: поэт - в застенке, многократно повторяющийся приговор - «изолировать, но сохранить» - звучит как издевательство. Гармония разрушается, но в эпилоге возникает вновь: после арии, написанной на слова последнего письма Н. М. еще живому поэту, следует дуэт поэта и вестника, повторяющего фразу из «Путешествия в Армению» О. М.: «Я хочу, чтобы царь Аршак прожил один добавочный день».

    Как отмечал муз. критик М. Нифеллер, «музыка Хубера эквивалентна точности и хрупкости поэзии Мандельштама. Эта опера - гимн жизни в эпоху, когда человечность у отдельных личностей и целых народов истаяла почти до полного исчезновения» (Nyffeller M. Am Klangforizont: Zur musikalischen Genese von «Schwarzerde» // Schwarzerde: Oper von Klaus Huber. Theater Basel. 2001. S. 67-71).

    Лит. Хубер К.

    Раздел сайта: