• Приглашаем посетить наш сайт
    Иванов В.И. (ivanov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Чаплин Чарлз Спенсер

    Чаплин Чарлз Спенсер

    ЧАПЛИН (Chaplin) Чарлз Спенсер (16.4.1889, Лондон, Великобритания - 25.12.1977, Веве, Швейцария), амер. актер, режиссер и сценарист. По происхождению англичанин. В амер. кино дебютировал в 1914 как актер и как кинорежиссер. В своем творчестве опирался на приемы гротеска, создав трагикомич. образ бродяги и неудачника. Завоевав мировую известность еще в 1910-е гг. (короткометражными фильмами), Ч. подкрепил ее в 1920-е и 1930-е гг. постановкой полнометражных картин: «Малыш» (1921), «Парижанка» (1923), «Золотая лихорадка» (1925), «Цирк» (1928), «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1936).

    Мандельштамовская энциклопедия. Чаплин Чарлз Спенсер

    Чарли Чаплин

    По мнению ряда совр. исследователей, Ч. для О. М. в кинематографе - «самая сильная и стойкая привязанность» (Зоркая Н. «...Страшное, правдивое и мстительное искусство»: Осип Мандельштам о кинематографе // Искусство кино. 1988. № 4. С. 84), что, впрочем, не подтверждается прямыми биографическими и текстуальными свидетельствами. По свидетельству Н. Е. Штемпель, в Воронеже О. М. смотрел фильм Ч. «Огни большого города»: «С большим интересом мы смотрели картину Чарли Чаплина “Огни большого города”. Мандельштам очень любил и высоко ценил Чаплина и созданные им кинофильмы» (Штемпель. С. 43).

    О. М., безусловно, осознавал место и роль Ч. в совр. ему кинематографе. Имя Ч. в характерном кинематографич. контексте упоминается в ст. «Магазин дешевых кукол» (1929) при характеристике к/ф «Кукла с миллионами» (Межрабпомфильм, 1928): «Ильинский в гостях у Макса Линдера: - Что, брат Линдер, есть о чем поговорить? Тебя, брат Линдер, скоро Чаплин покроет, а у нас, брат Линдер, еще Глупышкин семенит» (2. С. 503). При этом О. М. отмечал явное влияние творчества Ч. и на театральное искусство; так, в очерке «Березіль» (1926) он писал об одноим. театре, «который в “Шпане” показал, как театральное движение преображает сырой чаплинизм» (2. С. 440).

    Имя Ч. прямо упоминается О. М. в стих. «Я молю, как жалости и милости...» и «Чарли Чаплин» (оба - 1937). В последнем тексте дана предельно эмоциональная оценка чаплинского образа: «Чарли Чаплин вышел из кино, / Две подметки, заячья губа, / Две гляделки, полные чернил / И прекрасных удивленных сил»; там же содержится мотив «переноса» Ч. в Москву, <...> А Москва так близко, хоть влюбись / В дорогую дорогу» (3. С. 139, 140). В свою очередь, первое из названных стихотворений использует образы цветочницы и роз, восходящие, вероятно, к к/ф Ч. «Огни большого города», гл. героиня к-рого - красивая слепая девушка, продающая на улице цветы: «А теперь в Париже, в Шартре, в Арле / Го- сударит добрый Чаплин Чарли - // В океанском котелке с растерянною точностью / На шарнирах он куражится с цветочницей.»; этот же фильм, возможно, косвенно отозвался и во втором стих. О. М.: «А твоя жена - слепая тень» (Там же. С. 126, 139). Фрагмент последнего текста позволяет с высокой степенью вероятности предположить и факт знакомства О. М. с фильмами «Скетинг-ринг» (1916) и «Новые времена» - строки: «Чарли Чаплин <...> ролики надень» (Там же. С. 139), - причем финальной сценой второго фильма, очевидно, мотивированы появляющиеся в «Чарли Чаплине» образы шоссе и дороги (см.: Михайлов А. Д., Нер- лер П. М. Комментарий // Собр. соч.-1. Т. 1. С. 386).

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: