• Приглашаем посетить наш сайт
    Житков (zhitkov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Флоренский Павел Александрович

    Флоренский Павел Александрович

    ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (о. Павел Флоренский) (9.1.1882, местечко Евлах Елизаветпольской губ. - 8.12.1937, Соловецкий лагерь особого назначения, Соловецкий о-в в Белом м.), религ. философ, богослов, ученый-математик. Окончил Моск. духовную академию (1908). Принял священство в 1911. С 1914 проф. Моск. духовной академии по кафедре истории философии, с 1921 преподавал во ВХУТЕМАСе, занимался науч.-исследоват. работой в системе Главэлектро ВСНХ, редактировал Тех- нич. энциклопедию. В 1928 выслан в Ниж. Новгород, по ходатайству Е. П. Пешковой освобожден; в февр. 1933 вновь арестован и в июле осужден на 10 лет по ст. 58 п. 10 и 11 («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти... а равно и распространение или изготовление литературы того же содержания») и отправлен в вост.-сибирский лагерь «Свободный» (БАМЛАГ). В 1933-34 работал на мерзлотной на- уч.-исследоват. станции, где получил ценные результаты. Ходатайство пр-ва Чехословакии в 1934 об освобождении Ф. и переезде его с семьей в Чехословакию пр-во СССР отклонило. В 1935 Ф. был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), где сделал ряд науч. открытий на Соловецком заводе йодной промышленности.

    В нояб. вторично осужден «тройкой» УНКВД по Ленингр. обл. и расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1958.

    Наиб значит. труды Ф. - «Столп и утверждение истины» (1913), «Очерки философии культа» (1918-22), «Иконостас» (1922), «Мнимости в геометрии» (1922) и др. В своих воззрениях близок по ряду вопросов к философии всеединства. В области христ. филос. апологетики разработал систему теодицеи (оправдание Бога) и антроподицеи (оправдание человека). Одной из центральных в философии Ф. является идея Софии - Премудрости Божией, понятой как особый многозначный символ, позволяющий раскрыть связь целостного бытия с Христом.

    О. М. глубоко чтил не только философию, но и личность Ф. Так, по восп. Н. Я. Мандельштам, «в Киев в девятнадцатом году он приехал с Флоренским (“Столп и утверждение Истины”). Видимо, там его поразили страницы о сомнении, потому что он не раз именно так говорил о сомнении, не называя, впрочем, источника» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 319). По-видимому, имеется в виду концепция сомнения как остановки в суждении (греч. принцип «эпохе»), выраженная в: «Письмо второе: Сомнение» («Столп и утверждение истины»), - ср. у О. М.: «Звук острожный и глухой.» (1908), «Есть целомудренные чары.» (1909), «Silentium» (1910), «Слух чуткий парус напрягает.» (1910). Образы «тишины», «пустоты», найденные в ранней поэзии О. М., при чтении Ф. получили для поэта филос. обоснование. «Закон тождества есть дух смерти, пустоты и ничтожества», - писал Ф. [Флоренский. Столп и утверждение истины (I). С. 27], утверждая при этом, что жизнь не является тождественной сама себе и поэтому не укладывается в рамки разума.

    Важно также, что свое понимание Ф. основывал, в частности, на принципе др.-греч. философии, близкой О. М. Однако философ сообщил термину, прежде всего, христ. окраску, лишь подтверждая его греч. аналогом, - это также не могло не остаться без внимания О. М., принявшего христианство. В этом контексте «интеллектуальные кризисы, борьба веры и безверия, сомнения, которые Мандельштам называл адом (по Флоренскому?), таили в себе больше опасности для Мандельштама, чем жизненные коллизии» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 271).

    Для акмеизма личности, наиболее пышное и цельное раскрытие ее возможностей» (Ф лоренский П. А. Анализ простран- ственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. С. 200; см. об этом: К и хн е й Л. Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М., 2001). Вообще же понимание энергийной природы слова (ср.: «Слово-Логос», «Слово-Психея») у О. М. близко к трактовке Ф.

    «Столп и утверждение истины» Ф. построен как ряд обращений к ушедшему другу, близость с к-рым подчеркивается неизменным «ты» и утверждением, что любящие друг друга люди сливаются в Одном (во Христе). Это проявляется в требовании О. М. к жене говорить ему «ты», что демонстрировало особую близость между ними и расходилось с принятым в нач. 20 в. обычаем; ср.: «Девчонок, которым я говорю “ты”, а они мне “вы”, будет сколько угодно, а ты - мое “ты”... Сейчас я думаю, что “мое ты” появилось не без Флоренского» (Н. М. С. 145).

    Мандельштамовская энциклопедия. Флоренский Павел Александрович

    Павел Александрович Флоренский

    Важность концепта «тела», «телесного», «телесности» для О. М. (ср. «Дано мне тело - что мне делать с ним.», 1909) также находит отражение в тексте «Столпа и утверждения истины» (ср. «Письмо Девятое: Тварь»). С этим связана в поэтике О. М. «ориентация на зрение или осязание в качестве первичного. языка переживания», к-рая «определяет глубинные особенности поэтической реальности» (Ф ау стов. С. 234).

    Личность Ф. воспринималась О. М. не столько как воплощение филос. знания, сколько как символ принадлежности к высокой культуре и интеллигенции, «четвертому сословью» [ср., напр., «Полночь в Москве» («Роскошно буддийское лето.»), 1931, и др.]. «Последним “мужем совета” для Мандельштама был Флоренский, и весть об его аресте и последующем уничтожении он принял как полное крушение и катастрофу» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 88). Слово «последний» здесь употреблено в букв. Смысле: к 1937 ни А. А. ни Н. С. Гумилёва, ни др. знаковых для поэта людей не осталось в живых.

    Мн. совр. ему проблемы еврейства О. М. осмысливал сквозь призму понимания как Ф., так и В. В. писавших о прилипчивом, устойчивом влиянии иудейства. Возможно, именно с этим связаны определения «юдаизма» в «Шуме времени» О. М. (см.: Кацис. С. 267, 333). Также в «Шуме времени» и в «Египетской марке» оказывается актуальной и тема зависимости христ. культуры от евр. традиции (см.: Там же. С. 56).

    В «Стихах о неизвестном солдате» образ «Океан без окна - вещество» также является отсылкой к миропониманию Ф., а именно - критики Ф. Лейбница. «Вещество» в «земляных крепостях» (фортификациях, ставших братскими могилами) представлено как некий океан отравляющих газов, использованных для массового уничтожения, и в то же время как океан бесчисленных человеч. «я», монад, несших в своем внутр. существе «яд Вердена» и павших жертвой его. Для Лейбница, по Ф., «“монады не имеют окон или дверей”, через которые бы совершалось реальное взаимодействие в любви; поэтому, обреченные на самозамкнутость онтологического эгоизма и чисто-внутренние состояния, они любят только иллюзорно, не выходя из себя посредством любви» [ФлоренскийП.А. Столп и утверждение истины (I). С. 76]. Образ землянки «без окон, без дверей» у

    О. М. сходен как с монадой Лейбница, так и с избушкой на курьих ножках в «Руслане и Людмиле» (см.: Р о н е н О. Поэтика Осипа Мандельштама. СПб., 2002. С. 109) и с рус. нар. загадкой.

    Влияние Ф. на О. М. в целом может быть охарактеризовано не как религиозное, а как культурное и даже специфически философское. Т. о., осн. идея Ф. - религ. слияния человека с Христом («столп») - оказывается для поэта значительно менее актуальной, чем процесс «утверждения», мышления и сомнения. Переживая в нач. 1910-х гг. увлечение проблематикой зап. культуры, О. М. воспринял философию Ф. как связующее звено с зап. философией (Лейбниц).

    Источники: Н. Я. Мандельштам. Т. 1-2.

    Лит.: Л. Ф. Осип Мандельштам: мускус иудейства. Иерусалим; М., 2002; Р о н е н О. Поэтика Осипа Мандельштама. СПб., 2002.

    О. Г. Самойлова.

    Раздел сайта: