• Приглашаем посетить наш сайт
    Добролюбов (dobrolyubov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Фаворский Владимир Андреевич

    Ф

    Фаворский Владимир Андреевич

    ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (15.3.1886, Москва — 29.12.1964, там же) — график, живописец, сценограф, скульптор, теоретик искусства, педагог. Ректор ВХУТЕМАСа (1923-26), вел там с 1921 по 1926 пропедевтический курс «Теория композиции» (основной теоретический труд Ф., опубликован в 1988 году). Ф. — едва ли не единственный из художников-современников, о ком О. М. высказывался в своих ст-ниях — и даже дважды: в 1934 («10 января 1934», с вариантом: «А посреди толпы задумчивый, брадатый уже стоял гравёр ...») и в 1937 («Как дерево и медь Фаворского полёт...»). У Ф. и О. М. было немало общих друзей, в т. ч. Л. А. Бруни, в 1923, по приглашению Ф., переехавший "‘ в Москву и преподававший во ВХУТЕМАСе (первое время после переезда из Петербурга Л. А. Бруни жил у Ф., а потом переселился в служебную квартиру в дом на Мясницкой, где жили В. Е. Татлин, А. М. Родченко, А. А. Ось- меркин и др., с которыми О. М. был коротко знаком («Холодное лето»). В 1923 О. М. сотрудничает с журн. «Русское искусство», где в № 1 помещена иллюстрированная ст. А. М. Эфроса о Ф., названном в ней «Сезанном отечественной ксилографии». 20.7.1932, в день своего рождения, Л. А.Бруни пишет Н. Н. Пунину,

    В интеллектуальном плане О. М. и Ф. объединял живой интерес к истокам и закономерностям художественной формы, оба неоднократно высказывались об этом. В 1914 Ф. перевел книгу одного из основателей формального метода в искусствознании А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве» (1893). Одна из главных мыслей художественной теории Ф. — о формообразующей роли взаимоотношений предмета с пространством, о необходимости борьбы художника с иллюзорным изображением «предмета в пустоте», вне пространства. Книгу Ф. считал единым организмом, сравнивал её с архитектурой и метафорически называл «пространственным изображением литературного произведения» (Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие.М.,1988, 319). Это пересекается с ранней мыслью О. М. о созидании и строительстве как «борьбе с пустотой» и «гипнотизированием пространства» («Утро акмеизма»; 1, 179).

    На похоронах А. Белого 10.1.1934 О. М. выделил «посреди толпы» именно Ф. как будущего «гравировальщика» (еще одно свидетельство в пользу их личного знакомства; рисунок Ф. с этих похорон не сохранился). «А посреди толпы стоял гравировальщик, / Готовясь перенесть на истинную медь/ То, что обугливший бумагу рисовальщик/ Лишь крохоборствуя успел запечатлеть» (3, 84). Ему же посвящен отдельный фрагмент: «А посреди толпы, задумчивый, брадатый,/ Уже стоял гравер, друг меднохвойных доск,/ Трехъярой окисью облитых в лоск покатый,/ Накатом истины сияющих сквозь воск./Как будто я повис на собственных ресницах/ В толпокрылатом воздухе картин/ Тех мастеров что насаждают в лицах/ Порядок зрения и многолюдства чин!» (Там же).

    Мандельштамовская энциклопедия. Фаворский Владимир Андреевич

    Владимир Андреевич Фаворский

    Ст-ние «Как дерево и медь Фаворского полёт.» написано в Воронеже 11.2.1937 в преддверии освобождения из ссылки, когда поэт ищет возможности для компромисса с реальностью. В ст-нии, предположительно, отразились впечатления от фрески Ф. «Авиационный парад» с изображенной демонстрацией и на Красной площади — росписи потолка зрительного зала московского Дома пионеров и школьников (1936; позднее властями уничтожена). В рец. А. Чегодаева (Архитектура СССР. 1936. № 10) эта фреска не только подробно описывается, но дается и ее воспроизведение. В изображении Ф. парада О. М., словно после сеанса самовнушения, уловил как бы некую «формулу счастья»: «не может народное ликование быть только ложью, а единство с народом — иллюзией!».

    Лит.

    Г. А. Загянская

    Раздел сайта: