• Приглашаем посетить наш сайт
    Кузмин (kuzmin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Судейкин Сергей Юрьевич

    Судейкин Сергей Юрьевич

    СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич (Георгиевич) (7.3.1882, С.-Петербург - 12.8.1946, Нью-Йорк), живописец, график, иллюстратор, театр. художник, сценограф. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1897-1909) у К. А. Коровина и В. А. Серова, в Академии художеств (1909-11). Один их создателей худож. объединения «Голубая роза», с 1911 постоянный участник выставок объединения «Мир искусства». С 1920 за рубежом (Франция, США). Спутницами его жизни были О. А. Глебова-Судейкина (1907-15), B. А. Судейкина (1915-22) и др. представительницы ар- тистич. среды Петербурга 1910-х гг. [Близко знавшая его современница «вспоминала Судейкина с восхищением - “Дон-Жуан № 1”» (Гильдебрандт-Арбенина О. Н. О. А. Глебова-Судейкина [1978] // Гильдебрандт-Арбенина О. «Девочка, катящая серсо.»: Мемуарные записи. Дневники / сост. А. Дмитриенко. М., 2007. С. 154).] Как поэт однажды выступил на страницах альманаха «Гиперборей» (1913. Вып. 6. С. 25) - печатного органа «Цеха поэтов» и акмеистов: единств. опубл. четверостишие было вписано в наборную рукопись рукой С. М. Городецкого (см.: Т имен- ч и к Р. Д. Круг авторов «Гиперборея» // Тыняновский сб.: Пятые Тыняновские чтения. Рига; М., 1994. С. 278): «Сильнее ненавижу, чем люблю, / Но в ненависти нежность чую / И в душу темную, чужую / Смотрю, как в милую свою».

    С. был одним из наиб. активных организаторов и оформителей худож.-артистич. кабаре «Бродячая собака», что нашло прямое отражение в «гимне», фрагмент к-рого, посв. художникам, констатировал: «Словно ротой гренадерской / Предводительствует дерзкий / Сам Судейкин (3 раза) господин» (цит. по: Лившиц Б. Полутороглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания / сост. Е. К. Лившиц и П. М. Нерлера, подгот. текстов П. М. Нерлера и А. Е. Парниса. Л., 1989. С. 511); С. исполнил и обложку к отд. изданию этого текста (см.: Там же. Ил. между с. 544 и 545). Именно в «Бродячей собаке» могло состояться знакомство С. с О. М., к-рый 31.12.1911 присутствовал на открытии кабаре и прочел неск. шуточных стихотворений; см.: Мандельштам О. ПССиП: В 3 т. Приложение: Летопись жизни и творчества / сост. А. Г. Мец при участи С. В. Василенко и др. М., 2014. С. 42. Наиб. активное общение О. М. с C. и его женой происходило, очевидно, летом 1917 в Алуште и явно отличалось взаимной симпатией, в своих неоконч. воспоминаниях Судейкина написала: «Мы наслаждались его визитом. <.> И опять мы хотели увидеть его, увидеть его воодушевленное выражение». Вскоре после этого посещения появилось стих. «Золотистого меда струя из бутылки текла...» (1917), к-рое 11.8.1917 О. М. с посвящением Судейкиным записал в их альбом [8.8.1917 он записал туда же обращенное к М. И. Цветаевой стих. «В разноголосице девического хора.» (1916)]; см.: П арнис А. Е. Штрихи к футуристическому портрету О. Э. Мандельштама // Слово и судьба. С. 197. Позднее Судейкина вспоминала эпизод прогулки с О. М., к-рый мог отразиться в тексте: «Мы повели его на виноградники: “Ничего другого не можем Вам показать. Да и угостить можем только чаем и медом. Хлеба нет”», - а в дневнике она зафиксировала впечатление С. от мандельшт. посвящения, к-рое «не особенно нравится ему, оно очень умно, но сухо» (Су де йкина. С. 392, 151). Вместе с тем именно при содействии Судейкиных состоялась первая публикация этого стих. в издававшемся в Тифлисе в апреле-декабре 1919 журнале «Орион» (№ 6, сентябрь), редколлегию к-рого составляли С. Л. Рафалович, С. М. Городецкий и С. Н. Андроникова; см.: П ар н и с А. Е. Штрихи к футуристическому портрету О. Э. Мандельштама. С. 198. Из мемуаров Судейкиной следует, что в данный период О. М. с интересом и вниманием относился к творчеству С.: «Он долго стоял перед комодом, рассматривая эскизы, пришпиленные к стене» (С у д е й к и н а. С. 392).

    Лит.: О. Э. Мандельштама «Золотистого меда струя из бутылки текла...» // Знамя. 2012. № 5.

    Вакана Коно, С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: