• Приглашаем посетить наш сайт
    Житков (zhitkov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    «Стихи о метро»

    «Стихи о метро»

    «СТИХИ О МЕТРО», сб. литкружковцев Метростроя (М.: Гослитиздат, 1935, 87 с.), отрецензированный О. М. Впервые рец. опубл. в журнале «Подъем» (Воронеж, 1935. № 5. С. 76-78; подпись: «М.»; перепеч.: ВЛ. 1980. № 12. / публ. Э. Г. Герштейн; Собр. соч. Т. 3. С. 264-269. Рукопись, иная редакция или наброски рец. не сохр.). Сборнику предшествовал альманах «Литературное творчество рабочих авторов Союза железнодорожного строительства и метрополитена» (отв. ред. Г. Цырлин. М.: ЦК Союза железнодорожного строительства и метрополитена. [Вып. 1]. 1935, январь; [Вып. 2].1935, май). Вып. 1, судя по всему, О. М. не был известен. Рец. написана в Воронеже, предположительно, между 20 и 23.6.1935. Еще в апреле того же года в стих. «Наушники, наушничики мои.» О. М. как бы спрашивал у метростроевцев: «Ну как метро?..» Ответом стало офиц. открытие Моск. метрополитена 15.5.1935, к чему, видимо, был приурочен выход рецензируемого О. М. издания.

    Даже в газетном описании станции-дворцы потрясали воображение и сразу стали символом успешного соревнования социализма с капитализмом. Пуск метро означал прорыв СССР в число технически развитых стран и давал мощный импульс для новых суперпроектов, к-рые требовали от страны не усилий, а сверхусилий. Называя в рец. Ме- трострой университетом социалистич. труда, О. М. уловил проводимую в сборнике между строк идею несостоятельности индивид. труда: лирич. героем стихов сборника служит не отд. человек, а бригада (ср. пафос коллективизма в театр. утопии «Человек-масса» Эрнста Толлера, о к-рой О. М. писал в статье «Революционер в театре», 1922).

    По поводу стих. Г. Кострова «Да здравствуют товарищи мои», к-рое О. М. считал лучшим в сборнике, между ним и С. Б. Рудаковым состоялся спор. Рудаков усмотрел в этом стихотворении ритмич. заимствование у Э. Г. Багрицкого “на вкус”, без запаса знаний (скучных и нудных, но объективных) и попались - нашли свежее там, где лежат копии с копий. Люди, стоящие близко к метро, должны в стихи переносить новый живой опыт, а не подражать старшим однополчанам. <. > А они - люди благополучные (авторы те) и пишут политически и еще как хотите, но не поэтически». На это О. М. возражал: «Нет. тут. ритм неподдельный», «Подлинная поэзия перестраивает жизнь, и ее боятся» [ИРЛИ. Ф. 803. Оп. 1. Д. 6-13; цит. в: О. Э. Мандельштам в письмах С. Б. Рудакова к жене (1935-1936) // Ежегодник РО ПД на 1993. СПб., 1997. С. 68-70; там же : набросок рец. Рудакова на ту же книгу].

    П. М. Нерлер.

    Раздел сайта: