• Приглашаем посетить наш сайт
    Кржижановский (krzhizhanovskiy.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Социалистов-революционеров партия

    Социалистов-революционеров партия

    СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ ПАРТИЯ (ПСР, партия эсеров), крупнейшая социалистич. партия России. Возникла в 1901-02 в результате объединения ряда неонароднических организаций; до февраля 1917 находилась на нелег. положении. Среди лидеров - В. М. Чернов (автор программы партии), Е. К. Брешко-Брешков- ская, Г. А. Гершуни, М. Р. Гоц, М. А. Натансон, Е. Ф. Азеф (провокатор, агент охранного отделения), Б. В. Савинков и др. Целью ПСР провозглашалось переустройство об-ва рев. путем на социалистич. началах, ликвидация частной собственности и деления об-ва на классы. Программа-минимум партии предусматривала свержение самодержавия, социализацию земли, введение всеобщего избират. права, свободы слова, печати, совести, собраний, союзов, создание демократич. республики, основанной на принципе федерации автономных областей и общин; отделение церкви от гос-ва; всеобщее бесплатное образование; уничтожение регулярной армии; введение 8-час. рабочего дня, гос. социального страхования и др. В программе-максимум предусматривалась социализация производства. (В 1906 из ПСР выделился Союз эсеров-максималистов, выступавший за немедленную социализацию и провозглашение т. н. «Трудовой республики»). Согласно эсеровской программе, необходимо поддерживать капитализм в городах и в пром-сти, где он выполняет прогрессивную роль, и препятствовать его проникновению в земледелие, где он, разрушая традиционную земледельч. культуру, ничего положительного взамен создать не сможет. Эсеры доказывали, что повсеместная концентрация производства в земледелии по образцу пром- сти - это утопия, не учитывающая специфики сельского хозяйства, и что будущее в сельском хозяйстве за семейными трудовыми хозяйствами и кооперацией. Именно агр. программу, предусматривавшую сохранение принципов традиционной земледельч. культуры и развитие семейных трудовых хозяйств и кооперации, эсеры считали душой партии и ключевой для рев-ции. Они были уверены, что базовые ценности зап. цивилизации, ставшие ценностями и европ. социализма, как то свобода личности, демократия и самоуправление - будут восприняты рус. общинным крест-вом, в течение мн. веков решавшим все вопросы на общинных (мирских) сходах. Такая идеология ПСР находила неравнодушный отклик и среди рабочих, не утративших связь с деревней, и в разночинных слоях интеллигенции, к к-рым принадлежал и О. М., и даже в нек-рых рафинированных слоях «образованного общества». Основные печатные органы ПСР - газеты «Революционная Россия» (до 1917), «Воля народа», «Дело народа», левоэсеровское «Знамя труда» (1917-18).

    Одним из тактич. средств борьбы ПСР признавала индивидуальный террор. Руководство т. н. «центральным террором» осуществляла Боевая организация (БО) во гл. с Гершуни, а затем Азефом и Савинковым. Наиб. громкими актами, вызвавшими большой обществ. резонанс, стали убийства министра внутр. дел В. К. Плеве (1904) и моск. ген.-губернатора вел. князя Сергея Александровича (1905). После поражения рев-ции 1905-07 и разоблачения провокаторской деятельности Азефа ПСР переживала кризис и обострение борьбы внутрипартийных группировок. После распада полит. руководства к 1914 оно возникает вновь, через дискуссию, на 3-м съезде ПСР в мае-июне 1917. После Февральской рев-ции 1917 ПСР становится самой много- числ. (ок. 1 млн членов) и популярной партией в России.

    Представители ПСР входили во Врем. пр-во и руководство ЦИК, возглавляли Всерос. Совет крест. депутатов.

    В ноябре 1917 произошел раскол ПСР: ее левое крыло, поддержавшее большевист. переворот, образовало са- мостоят. Партию левых социалистов-революционеров (ПЛСР), представители к-рой вошли в Воен.-рев. комитет и СНК. 4-й съезд ПСР, состоявшийся в ноябре 1917, закрепляет победу левоцентристского направления в партии, возглавляемого Черновым. На выборах в Учредит. собрание, проходивших местами после захвата власти большевиками, всеми способами пытавшимися повлиять на ход и результаты этих выборов, эсеры по стране в целом получили 58 % голосов, тогда как большевики - 24 %, меньшевики - 2,3 %, кадеты - 4,7 % голосов (Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996. С. 82, 270, 358, 442). После разгона Учредит. собрания ПСР искала место, где его можно было бы созвать вновь. На 5-м Совете партии в мае 1918 было решено начать вооруж. борьбу с большевистским режимом. 8.6.1918 в Самаре после переворота, совершенного совм. усилиями восставшего эсеровского подполья и чехословацких подразделений, возникает эсеровское пр-во - Комитет членов Всерос. учредит. собрания (Комуч), к-рый объявил себя врем. властью до созыва Учредит. собрания на территории Поволжья, Урала и Сибири, восстановил демократич. свободы и нормализовал экономику, введя «смешанные формы собственности». Созданная Комучем «Народная Армия» держала «Восточный фронт». Эсеровское пр-во было арестовано 19.11.1918 после гос. переворота адмирала А. В. Колчака в Омске. После декрета ВЦИК от 14.6.1918 правые эсеры и меньшевики подверглись изгнанию из Советов.

    Представители левых эсеров, напротив, продолжали повсеместно входить в Советы (кое-где их возглавляя) и все советские органы, вплоть до ВЧК. Их лидерами были М. А. Спиридонова, Б. Д. Камков и др. С подачи левых эсеров 3-й Всерос. съезд Советов принял Основной закон о социализации земли. После ратификации Брестского мира 4-м Всерос. съездом Советов левые эсеры ушли из центр. Совнаркома, сохранив свое представительство в региональных пр-вах, ВЦИК и продолжая возглавлять Исполком его Крест. секции. Однако 2-й съезд ПЛСР (апрель 1918) и особенно 3-й съезд взяли линию на противопоставление РКП(б) в вопросах внеш. и внутр. политики (прежде всего по вопросу о комбедах и продовольств. диктатуре). Вследствие попытки неудачного выступления в Москве 6-7 июля в дни работы 5-го Всерос. съезда Советов левые эсеры также были изгнаны из Советов и постепенно превратились в нелегальную партию.

    Тактическая линия ПСР в годы Гражд. войны колебалась, но в целом исходила из рассмотрения себя в качестве «третьей силы», противостоявшей антидемократич. белым и красным режимам - «большевизму справа» и «большевизму слева». В 1922 большевистские власти, в ситуации системного кризиса, опасаясь возрождения симпатий масс к ПСР, устроили показат. процесс социалистов-революцио- неров, на к-ром б. ч. подсудимых была приговорена к смертной казни (приостановленной исполнением). (Янсен М. Суд без суда. 1922 год. Показательный процесс социалистов-революционеров. М., 1993; Бабина Б. А. Февраль 1922 / публ. В. Захарова // Минувшее. М., 1990. Вып. 2.). Фактически ПСР и ПЛСР прекратили свое существование примерно на рубеже 1925-26. И левые, и правые эсеры систематически подвергались репрессиям все 1920-30-е гг., вплоть до поголовного физич. уничтожения в кон. 1930-х (уцелело всего неск. человек).

    Первоначально О. М. был связан с ПСР через семью своего соученика Б. Б. Синани. Его отец, врач-психиатр Б. Н. Синани, был близко знаком со мн. членами ЦК партии («Шум времени», гл. «Семья Синани»). Влияние на молодого О. М. оказал также один из его репетиторов - чл. Пе- терб. комитета ПСР Б. В. Бабин-Корень. В доме Синани в Петербурге О. М. встречался с деятелями партии (М. А. Натансоном и др.). В 1906 О. М. вместе с Б. Б. Синани примкнул к ПСР, выступал агитатором на митингах (Писатели современной эпохи: Биобиблиографический словарь русских писателей ХХ века / ред. Б. П. Козьмин. М., 1928. С. 178), участвовал в охране нелег. собрания (Егип. марка. Л., 1928. С. 149), выпускал в Тенишевском училище оппо- зиц. журнал «Пробужденная мысль». После 1907 О. М. от рев.-полит. деятельности отошел. Позднее, рассказывая о ней С. П. Каблукову, О. М. упоминал свою речь перед рабочими по поводу обрушения потолка в зале заседаний Гос. думы в Таврическом дворце. Весной 1908, находясь в Париже, О. М. вместе с М. М. Карповичем побывал на крупном эсеровском собрании, посв. памяти Гершуни, гл. оратором на к-ром выступал Савинков (Карпович М. Мое знакомство с Мандельштамом. // НЖ. 1957. № 49. С. 259-260). В Гейдельберге, пр-ве И. З. Штейнберг. Отношение О. М. к деятельности Боевой организации ПСР и к террору в целом изменилось в нач. 1910-х гг.: одной из ярчайших черт его мировоззрения стало категорич. отрицание террора, физич. насилия во всех его проявлениях. Ко времени знакомства с Каблуковым О. М. стыдился прежней полит. активности и считал своим призванием «поприще лирического поэта». По свидетельству Н. М., Иванов-Разумник, выразивший в сер. 1920-х гг. радость по поводу одного из террористич. актов, был удивлен, узнав, что О. М. в принципе отвергает террор.

    В первые порев. годы сотрудничество О. М. с эсерами свелось к тому, что он, как и представители лит. объединения «Скифы» (А. А. Блок, А. Белый, Н. А. Клюев, С. А. Есенин и др.) и группы «Центрифуга» (Н. А. Асеев, С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак и др.), достаточно систематично печатался в левоэсеровской прессе, в частности в одном из осн. их изданий - газете «Знамя труда». Б. А. Бабина передавала слова одного из эсеровских лидеров об О. М.: «наш поэт» (сообщено Ю. Л. Фрейдиным). 6.7.1918 два левых эсера (и одновременно чекиста), Я. Г. Блюмкин и Н. А. Андреев, убили герм. посла Мирбаха и спровоцировали вооруж. конфликт между недавними союзниками - большевиками и ПЛСР. Следствием этого стал разгром партии, в тот же день начались крупномасштабные аресты левых эсеров в Москве, Петрограде и др. рос. городах (среди задержанных позднее в Петрограде оказались Иванов-Разумник, Блок, Штейнберг и др.).

    Не исключено, что опасениями ареста был вызван и стремит. отъезд из Москвы на Украину самого О. М. в феврале 1919. Весной 1919 в Киеве О. М. продолжил сотрудничество в легально существовавшей на Украине (в отличие от Советской России) левоэсеровской периодике (в частности, в журнале «Борьба»).

    «Шум времени» передает двойственность отношения О. М. к эсерам: с одной стороны, интерес к их программе, в частности, к агр. вопросу, и громкой деятельности («Слава была в центральном] к[омитете], слава была в б[оевой] организации], и подвиг начинался с пропагандистского искуса», с другой - понимание противоречивости их идеологии. О. М. описал поездку вместе с Б. Б. Синани на одну из конспират. квартир эсеров в Финляндии, где он мельком видел Гершуни. При этом О. М. отмечал культурную укорененность программы ПСР в рус. истории: «Здесь, в глубокой страстной распре социалистов]-революционеров] и с[оциал]-д[емократов], чувствовалось продолжение старинного раздора славянофилов и западников». Революционность О. М. исходила из общих народнич. убеждений, а преемниками народников были именно эсеры. Можно сказать, что ПСР была полит. выразителем определ. части широких и изменчивых полит. взглядов и сложного мировоззрения О. М., к-рые, в свою очередь, очень непросто отразились в его творчестве. Иными словами, «политические» взгляды зрелого О. М. были в основе своей «поэтическими», но и в его поэтич. произведениях достаточно много политич. подтекстов. При этом признания былой юношеской близости к эсерам в «Шуме времени» (1923, опубл. 1925), т. е. уже после процесса над ними в 1922, оставались рискованными.

    Ряд особенностей идеологич. программы ПСР, в частности, связь эсеров с крест-вом, важны для понимания творчества и биографии О. М. Крест. восстания 1922 считались «эсеровскими», и в этом смысле «голодные крестьяне» («Холодная земля. Бесхлебный, робкий Крым...», 1933) на следствии 1934 «законно» трактовались в русле былых эсеровских увлечений О. М. Отсюда же образ Сталина- «мужикоборца» в одной из редакций стих. «Мы живем, под собою не чуя страны.» (1933).

    В июне 1934, в период ссылки в Чердынь, О. М. и Н. М. попали в окружение ссыльных эсеров, к-рые оказывали им поддержку (с сер. 1920-х гг. в Чердыни была крепкая эсеровская колония). О. М. отмечал неизменность их отношения к «народу»: по свидетельству Н. М., одна из ссыльных говорила, что готова пожертвовать жизнью ради этих мужиков, и по этой реплике О. М. определил, кто она (т. е. то она - эсерка) (Воспоминания. М., 1989. С. 55). В Воронеже О. М. вспоминает о «Земле и воле» («Чернозём») - организации, исторически предшествовавшей ПСР. При аресте в мае 1938 О. М. указал в анкетных данных, что он «эсер», - обстоятельство, отразившееся и на приговоре.

    Лит.: процесс со- циалистов-революционеров. М., 1993.

    Раздел сайта: