• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Бальзак Оноре

    Бальзак Оноре

    БАЛЬЗАК (Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур - 18.8.1850, Париж), франц. писатель. В 1-й пол. 1820-х гг. опубликовал неск. романов, реальным нач. худож. карьеры считал роман «Шагреневая кожа» (1830-31), с 1834 свою лит. деятельность посвятил созданию романной эпопеи, озаглавленной позднее «Человеческой комедией». В России произведения Б. стали известны с нач. 1830-х гг. Несмотря на исключит. значимость творчества Б. для европ. культурной традиции, оно не получило широкого отражения в критич. текстах О. М. В то же время не представляется возможным допускать, что он не учитывал худож. опыта Б. в своей развернутой концепции зап.-европ. романа 19 в., формировавшейся в 1-й пол. 1920-х гг.: уже в рец. на прозу Ж. К. Гюисманса (1913) содержится утверждение о бальзаковском приятии «физиологической аксиомы» относительно столкновения «беззащитных, но утонченных внешних органов восприятия с оскорбительной действительностью». Именно в связи с Б. в мандельшт. ст. «Конец романа» (1922) отмечена гл. особенность европ. романа 19 в., героем к-рого «становится обыкновенный человек с обыкновенными чувствами и мыслями, и центр тяжести переносится на социальную мотивировку». Там же «Шагреневая кожа» Б. названа в ряду наиб. значит. европ. романов 19 в., к-рые «были столько же художественными событиями, сколько и событиями в общественной жизни», а жанровая специфика бальзаковских текстов поставлена «в прямую генетическую зависимость от наполеоновской эпопеи», когда «биография захватчика и удачника Бонопарта расплылась у Бальзака в десятки, так называемых “roman de reussite” - “романов удачи”». Вместе с тем в 1920-е гг. бальзаковское творчество выступает в ху- дож. сознании О. М. как своеобразный иронич. «термин сравнения»: в заметке «Литературная Москва. Рождение фабулы» (1922) он уподобляет читательскую рецепцию Ф. М. Достоевского восприятию Б. и утверждает, что в недалеком будущем «вместо того, чтобы плакать и умиляться над ним, подобно тому, как горничные умиляются над Бальзаком и отличными бульварными романами, будут воспринимать его чисто литературно». В противоположность этому в «Шуме времени» (1923-24) герою Б. в тра- гич. освещении уподобляется один из эпизодических второстепенных персонажей: «Смерть Юлия Матвеича была ужасна. Он умер, как бальзаковский старик, почти выгнанный на улицу хитрой и крепкой гостинодворской семьей». Имя Б. появляется в иронич. контексте и в повести «Египетская марка» (1927) в связи с лит.-ист. ассоциациями гл. героя Парнока в эпизоде, когда «промелькнули в мозгу его горячечные образы романов Бальзака и Стендаля: молодые люди, завоевывающие Париж и носовым платком обмахивающие туфли у входа в особняки». В то же время в период мандельшт. увлечения в кон. 1920 О. Н. Арбениной Дмитриенко. М., 2007. С. 162).

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: