• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев С.Т. (grigoryev-s-t.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Свободный стих

    Свободный стих

    СВОБОДНЫЙ СТИХ, верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения; по определению М. Л. Гаспарова, это «стих без метра и рифмы, отличающийся от прозы только членением на строки» (Гаспаров М. Л. Примечания // Пиндар. Вакхилид: Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 389), или, в более поздней формулировке, «нерифмованный акцентный стих». Термин «верлибр» введен франц. писателем Г. Канном в 1884, но становление его наблюдается в новоевроп. поэзии со 2-й пол. 18 в. В России у его истоков стоял А. П. Сумароков, единичные опыты встречаются в нач. и сер. 19 в.; окончательно сформировался и получил распространение в рус. поэзии на рубеже 19-20 вв. С. с. написано два оригинальных стихотворения О. М.: «пиндарический отрывок» «Нашедший подкову» (1923), в структуре к-рого содержится множество метрич. строк и полустиший, и представляющее собой образец «чистого» свободного стиха седьмое стих. цикла «Армения» («Не развалины, нет.», 1930). Кроме того, О. М. использовал С. с. в целом ряде переводов с франц. и нем. языков, в число к-рых входят: «Ода нескольким людям» Ж. Дюамеля (1923), стих. М. Бартеля «Поруганный лес» (фактически, нерифмованный дольник в сочетании с отд. строчками тактовика и правильных метров), «Ворота распахнули и вышли на улицу мощной походкой.», «Перед битвой», «Мученики», «Весна» (1925) и Р. Шикеле «Троица», «Три тысячи людей стояли плечом к плечу.», «Мальчик в саду» (1924). К С. с. близок также стих ряда др. стихотворных переводов, в к-рых нерифмованные фрагменты урегулированного разными способами стиха чередуются со строчками верлибра (напр., переводы старофранц. эпоса).

    Фактически С. с. представлен и в отд. фрагментах «Египетской марки» (1927), к-рая почти вся написана «ритмизованной прозой», отчасти напоминающей «Петербург» А. Белого. К этим фрагментам (в издании они разбиты на короткие предложения, каждое из к-рых начинается с новой строки) относятся прежде всего «Скрипичные человечки пьют молоко бумаги» (7 строк), «Я не боюсь бессвязности и разрывов» (10 строк), «Юдифь Джорджоне улизнула от евнухов Эрмитажа» (4 строки) и, возможно, ряд других.

    В критич. прозе О. М. понятие С. с. употреблено только однажды: в рец. на кн. «Дагестанская антология» (1935): «Махмуда (старого аварского поэта. - Ю. О.)

    Ю. Б. Орлицкий.

    Раздел сайта: