• Приглашаем посетить наш сайт
    Загоскин (zagoskin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Самиздат

    Самиздат

    САМИЗДАТ. Согласно Г. Суперфину, С. - независимая от гос-ва внемонопольная издат. деятельность граждан, идущая вразрез с официально провозглашенными идеологич. или худож. установками. Изготовителями и распространителями С. могут быть как сами авторы, так и их друзья и незнакомые им читатели. Получил особое распространение в 19501980-е гг. в СССР, к-рый справедливо считался страной С. Исторически начинался именно со стихов: «В конце 50-х и начале 60-х в самиздате циркулировали и эссе, и рассказы, и статьи, но господствовали там стихи» (Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс; М., 1992, С. 196). Ср.: «Казалось, никто никогда не прорвется сквозь толщу самого настоящего забвения, как вдруг все изменилось и заработал Самиздат. Кто пустил его в ход, неизвестно, как он работает, понять нельзя, но он есть, существует и учитывает реальный читательский спрос», писала Н. М. Читательский вакуум, вызванный гос. политикой «неиздания» произведений О. М., заполнялся без участия гос-ва. Между поэтом и читателем устанавливалась неофициальная, но весьма прочная связь. Распространение произведений О. М. в С. впервые отмечается в нач. 1930-х гг. Вернувшись осенью 1930, после пятилетнего перерыва, к поэтич. творчеству, поэт предлагал советским газетам и журналам почти все новые стихи (их было более 250), однако при жизни О. М. было опубликовано лишь 22 из них, ни одно из стихотворений, написанных после ареста в 1934, в печать при его жизни не попало. Стихи, не принятые к печати, оставались в редакциях, их сотрудники нередко забирали присланные списки или автографы себе либо снимали с них копии (напр., М. А. Зенкевич в «Новом мире», А. К. Тарасенков в «Знамени», Н. С. Тихонов, В. А. Лифшиц в «Звезде»). Иногда неопубл. стихи даже цитировались в критич. статьях для характеристики творчества О. М. последних лет, как, напр., стих. «Я пью за военные астры.», в ст. А. П. Селивановского «Распад акмеизма» (Литературная учеба. 1934. № 8. С. 33). С наиб. политически заостренными произведениями (послужившее поводом для ареста стих. «Мы живем, под собою не чуя страны.», «Старый Крым», очерк-памфлет «Четвертая проза» (их тексты Н. М. выучила наизусть) О. М. знакомил лишь ближайших друзей (не более 10-15 чел.). Освободившись из воронежской ссылки в мае 1937, О. М. в течение года (вплоть до нового ареста) предпринимал энергичные усилия для возвращения в список действующих литераторов, добивался от руководства СП СССР оценки своего творчества. Его стихи продолжали расходиться по стране. Известны случаи, когда уже в кон. 1930-х гг. они фигурировали в альбомах любителей поэзии (возможно, без указания фамилии автора; такой альбом послужил источником для плагиата В. Э. Багрицким - стих. «Щегол»). После смерти О. М. его архив был разрознен и значительно пострадал. За границу в этот период (1938-56) попали списки только двух стих.: «За гремучую доблесть грядущих веков...» (опубл. в: Маковский С. К. Портреты современников. Нью-Йорк, 1955. С. 398) и «Жил Александр Герце- вич» (Опыты. Альманах. Нью-Йорк, 1956. Т. 6). Только после XX съезда КПСС и частичной реабилитации О. М. в 1956 Н. М. начала знакомить редакции лит. журналов с его неопубл. произведениями. Даже стих. «Мы живем, под собою не чуя страны...» перестает ощущаться «преступным» и начинает широко распространяться в С. (молодой ленингр. математик и историк Р. И. Пименов читал его вслух своим гостям в феврале 1957, незадолго до своего ареста, однако интереса у следователей этот факт и текст не вызвали (П и- менов Р. И. Воспоминания. Т. 1. М., 1996, С. 144, 146, 187). Работа по подготовке сборника О. М. для серии «Библиотека поэта» и циркуляция его стихов в С. начались практически одновременно - в 1956-57. Относительно массовое хождение произведений О. М. в списках началось, по-видимому, с 1958. Ю. Г. Оксман в нелегальных письмах за рубеж к проф. Г. П. Струве датирует это событие сер. 1958 и указывает на Н. М. как на его источник. Др. источниками раннего распространения текстов О. М. в С. была А. А. Ахматова и ленингр. писатель Л. Н. Рахманов. Среди распространителей неизданного наследия О. М. известны В. С. Муравьев, Л. П. Эйзенгард, Г. С. Померанц, С. И. Чудаков, С. Я. Красовицкий, А. А. Морозов (подготовленный им самиздатский список 1959 он передал в Принстон). Публикация стихотворений О. М. в 1960-70-е гг. в отеч. периодике (как правило, в провинциальной - Алма-Ате, Воронеже, Ереване, Тбилиси, Одессе) носила случайный, разрозненный и ненауч. характер, вместе с тем являясь легализацией «диких» списков, распространявшихся в С. В 1960-63 при посредничестве Оксмана, Г. А. Лесника и др. осн. массив неопубл. произведений О. М., в т. ч. и самых острых, попал за границу и увидел там свет [альманахи «Воздушные пути» (Нью-Йорк), «Мосты» (Мюнхен) и др., а также в собр. соч., 1-е изд.]. Их источниками также являлся С. Публикации на Западе (тогда же возникло название «Тамиздат»), тайно ввозимые в СССР, многократно усилили циркуляцию С. в стране. Попадавшие в СССР тома [широко было распространено собр. соч О. М. (1-е изд.), отличавшееся полнотой и систематичностью], как правило, размножались самиздатчиками фотоспособом, перепечатывались на машинках, а позднее ксерокопировались. С нач. 1960-х гг. машинописные сборники стихов О. М., включавшие как ранее опубл., так и неопубл. произведения, становятся одними из самых популярных текстов С. и атрибутом почти каждой интеллигентской квартиры не только в столице, но и в провинции. Общий «тираж» О. М. в С. не поддается точному подсчету, но примерно насчитывал сотни тысяч экз. В С. распространялись неизданные воспоминания о поэте (Ахматовой, Е. М. Тагер, с 1970 - Н. М.) и подробная запись вечера памяти О. М., состоявшегося на мех.-мат. ф-те МГУ в мае 1965 под пред. И. Г. Эренбурга Шаламова «Шерри-бренди», песни А. А. Галича «Возвращение на Итаку» и Юза Алешковского «Товарищ Сталин, Вы большой ученый») В сатирич. песне Ю. Ч. Кима «Шабаш стукачей» (1967) в перечне культовых персонажей инакомыслящей интеллигенции О. М. занимает центр. место («А Мандельштам - сам архиерей»). Примечательно, что среда С. выдвинула не только распространителей творчества О. М., но и своих текстологов, составителей, редакторов и издателей (Ю. М. Гельперина, Е. С. Левитина, Г. А. Лесника и др.) и даже мандельштамоведов (Морозов, Ю. Л. Фрейдин, А. Г. Мец, М. Я. Шейнкер) и переводчиков (в частности, на польский и чешский языки, напр. песня на стих. «Жил Александр Герцевич...» в пер. Е. Помяновского и в исполнении Э. Дымарчик). Отд. тексты О. М. впервые были зафиксированы в составе самиздатских изданий, откуда попали со временем и в науч. оборот [напр., случай с ростовским поэтом Л. Г. Григорьяном и стих. «Где ночь бросает якоря...» (1917), считавшимся утерянным]. Немало места уделяли биографии и творчеству О. М. самиздатские периодич. издания. В издававшемся в Москве под ред. Р. А. Медведева информационном бюллетене «Политический дневник» (1964-71, частично переиздан за границей в 1972-75), в № 7 (апрель 1965) помещена анонимная заметка «История одного из стихотворений О. Мандельштама», где подробно, хотя и неточно, излагается история написания антисталинского памфлета «Мы живем, под собою не чуя страны.» и дальнейшая биография поэта вплоть до смерти в лагере в Магадане). Неск. ценных документов и исследований по биографии О. М. появилось в ист. сб. «Память», выпускавшихся в С. в 1976-81 группой молодых моск. и ленингр. исследователей во гл. с А. Б. Рогинским (переизданы за рубежом в 1978-82). В вып. № 1 (М., 1976; Нью-Йорк, 1978) опубл. два письма (1930) Н. М. председателю Совнаркома СССР В. М. Молотову и секретарю Н. И. А. П. Коротковой, касающиеся безвыходного положения, в к-ром О. М. оказался тогда (публ. не подписана). В вып. № 2 (М., 1977; Париж, 1979) помещены три материала к биографии О. М.: письмо ленингр. писателей А. Н. Толстому (1934) в связи с получением им пощечины от поэта и переписка (1933-34) О. М. с директором Центр. лит. музея В. Д. Бонч- Бруевичем Пастернака, З. Н. Пастернак, об известном телефонном разговоре Пастернака со И. В. Сталиным (подписана «Н. Селюцкий», псевд.). В вып. № 4 (М., 1979; Париж, 1981) помещена (анонимно) ст. Е. Б. Пастернака «Заметки о пересечении биографий Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака». В «Свободном московском журнале “Поиски”», выпускавшемся в 1978-80 (в 1979-84 переиздан за границей), спец. публикаций, посв. О. упоминалось имя О. М., и те, и другие пытались присвоить себе право быть его духовными наследниками. В вып. № 6 (1980) помещены ст. Г. О. Павловского «Что у кого почва?» (под псевд. И. По- нырев) и «О классике и сапожной ваксе» с анализом этой дискуссии, в к-рых тоже присутствовали апелляции к творчеству О. М. Материалы об О. М. регулярно появлялись на страницах самиздатского журнала «Евреи в СССР», издававшегося в Москве в 1972-79 (полностью репринтно переиздан Евр. ун-том в Иерусалиме в серии «Еврейский самиздат»). В № 7 (1974) помещена гл. «Хаос иудейский» из книги воспоминаний О. М. «Шум времени», в № 8 (1974) - эссе «Петр Чаадаев». В № 10 (1975) перепечатаны три стих. О. М. на евр. темы: «Эта ночь непоправима...», «Вернись в смесительное лоно...», «Среди священников левитом молодым...» с комментарием А. Волина (псевд.?). В № 8 один из редакторов журнала, моск. поэт И. Д. Рубин, поместил ст. «Пушкин и Мандельштам». В № 13 (1976) впервые опубл. письмо М. А. Волошина (1920) в защиту О. М., арестованного врангелевской контрразведкой. В № 14 (1976) опубл. «Неаполитанские песенки» О. М., в № 16 (1977) напечатана ст. Г. Медового «Генезис Мандельштама». Серия публикаций об О. М. появилась и в самиздатской лит. периодике Ленинграда. В издававшемся кружком студентов хим. ф-та ЛГУ журнале «ЛОБ» (Ленингр. об-во библиофилов) под ред. С. В. Дедюлина и В. П. Петрановского (1972) в качестве приложения был выпущен сборник стихов поэта, посв. теме Петербурга - Ленинграда (сост. Добкин). В журнале «37» № 7/8 (1976) появилась статья молодого поэта и филолога С. Г. Стратановского (под псевд. Н. Голубев) «Об одном стихотворении О. Мандельштама». В журнале «Часы» № 19 (1979) опубл. ст. «Осип Мандельштам» ленингр. филолога, многолетнего узника сталинских лагерей и ссылок С. В. Петрова (под псевд. П. Каменев). В «журнале стихов и критики» «Северная почта», издававшемся в 1979-81 под ред. Дедюлина и В. Б. Кривулина, в подборке «Непопулярные стихи Николая Заболоцкого и Осипа Мандельштама» (№ 4, 1980) впервые в СССР опубл. «Ода» (публикация, принадлежащая Дедюлину, была подписана псевд. «К. Кириллов»). Питерские инженеры, работавшие истопниками, Г. И. Беневич и А. М. Шуфрин - активисты неформальной культурной жизни города, совместно написали исследование «Введение в поэзию О. Мандельштама», частично опубл. в журналах «Обводный канал» (1985, № 7) и «Часы» (1985, № 52). С т. зр. советской власти феномен С. являлся уголовно наказуемым деянием и мог подпадать под действие ст. 190-1 («Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй») и реже ст. 70 («Антисоветская агитация и пропаганда») УК РСФСР и аналогичных статей уголовных кодексов др. союзных республик. Имя О. М. постоянно фигурирует на страницах самиздатского информационного правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий» (№ 1-65, 1968-82), печатавшегося на машинке в Москве и типографски переиздававшегося за границей (кроме № 59, 65). За это время в бюллетене появилось 54 сообщения с упоминанием имени О. М. Так, постоянно сообщалось об изъятии текстов О. М. на обысках: у Т. Хромовой (Москва, 1969, № 11), Р. Палатник (Одесса, 1970, № 17), М. Ланды (Красногорск Моск. обл., 1971, № 25), Н. Бокова (Москва, 1974, № 32; при этом зафиксирована фраза, произнесенная руководившим обыском майором КГБ: «Я бы порол за чтение Мандельштама»), О. Курса (Одесса, 1974, №34), Ю. Гастева (Москва, 1974, № 34), П. Башкирова (Якутск, 1975, № 42), супругов Д. Каминской и К. Симиса (Москва, 1976, № 43), родителей арестованного правозащитника А. Щаранского (Истра, 1977, № 45), И. Каплун (Москва, 1977, № 47), И. Зисельса (Черновцы, 1978, № 51), В. Малинкови- ча (Киев, 1979, № 54), у В. Рыжова-Давыдова и его жены Л. Давыдовой (Куйбышев, 1979, № 55 ), В. Томачинского (Москва, 1980, № 56), А. Кобака (Ленинград, 1980, № 56), А. Меца (Гатчина, 1980, № 56), политссыльного Г. Супер- фина (с. Тургай, 1980, № 56), Г. Алтуняна (Харьков, 1980, № 57), Ф. Сучкова (Москва, 1980, № 60), В. Кривулина (Ленинград, 1980, № 60), Л. Галиновского (Киев, 1981, № 62), О. Попова (Москва, 1981, № 63), М. Гефтера (Москва, 1982, № 64), В. Головача (Москва, 1982, № 64), В. Тимачева (Москва, 1982, № 65). Изъятие при обысках мемуаров Н. М. зафиксировано у «одного из пассажиров московского аэропорта» (1975, № 35), А. Рогинского (Ленинград, 1977, № 45), Т. Лебедевой (Москва, 1979, № 54), Н. Кравченко (Москва, 1980, № 56), Р. Федякиной (Москва, 1980, № 60), Е. Санниковой (ст. Нелидово Моск. обл., 1981, № 62). Однако на полит. процессах подсудимым инкриминировалось, как правило, распространение не самих произведений О. М. и воспоминаний о нем, а «антисоветских» предисловий и комментариев эмигрантских литературоведов (процесс В. Марамзина, Ленингр. горсуд, 1975, № 35). Известны два случая, когда стихи О. М. были квалифицированы как «клеветнические», а их распространение объявлено уголовным преступлением (дело Рейзы Палатник, Одесский горсуд, 1971, № 20) и дело Г. О. Алтуняна (стих. «Квартира», Харьковский облсуд, 1981, авторство криминального стихотворения, «в котором охаивается конституционное право советских граждан на получение жилья», следствие и суд не установили, см.: Алтунян Г. Цена свободы. Х., 2000, С. 292). Литературоведу Суперфи- ну среди других обвинений было инкриминировано (Орловский облсуд, 1974, № 32) написание и опубликование за рубежом (за подписью Г. Дальний) рецензии на собр. соч. О. М. (2-е изд.); он же сообщил в «Хронику» своеобразную «рецензию» КГБ на воспоминания Н. М., содержащуюся в его следственном деле: «Повествует о “гонениях” и “репрессиях”, которым якобы подвергались О. М. и его жена в период культа личности <...> Автор тенденциозно освещает советскую действительность довоенного периода, пытается утверждать, что в то время всяческим репрессиям со стороны партийных и административных органов подвергалась большая часть талантливой и прогрессивной интеллигенции, и прежде всего поэты и писатели», 1975, № 36). Написание и исполнение песен на стихи поэтов Серебряного века (в т. ч. О. М.) послужило причиной помещения моск. барда П. П. Старчика в психиатрич. больницу (1975, № 42). После прекращения издания «Хроники текущих событий» упоминания о «репрессировании» текстов О. М. и их распространителей продолжали появляться на страницах правозащитного бюллетеня «Вести из СССР», издававшегося в Мюнхене быв. политзаключенным К. А. Любарским в 1978-91. Там сообщалось об изъятии при обысках книг, ксерокопий и перепечаток текстов О. М.: у М. Мейлаха (Ленинград, 1983, № 13/14), Л. Кононова (Киев, 1984, № 5; в отличие от прошлых лет, ему была инкриминирована не полит. статья, а «занятие запрещенным промыслом»), Н. Рябовой (Москва, 1984, № 19/20), об изъятии у Фрейдина части архива О. М., переданного ему вдовой поэта (1983, № 17). «Вести из СССР» сообщили и о двух последних случаях осуждения за распространение книг О. М.: дела А. Шилкова (Петрозаводск, 1985, № 21) и Б. Митяшина (Ленинград, 1985, № 5; 1986, № 5/6). С сер. 1986 в связи с общим пересмотром политики по отношению к инакомыслию и, в частности, к С. изъятие произведений О. М. на обысках прекращается, при этом начинают появляться в советской офиц. печати его ранее запрещенные произведения. К 1990 все осн. произведения О. М. были опубликованы на Родине.

    Лит.: В. Вступ. заметка к публ. подборки стих. О. М.] // Антология Самиздата. Т. 1. Кн. 1. М., 2005. С. 61-63; [Они же. Вступ. заметка к публ. «Четвертой прозы»] // Там же. Т. 1. Кн. 2. С. 198; Чудакова М. «Когда погребают эпоху» (вокруг филологических мемуаров) // Тыняновский сб. Вып. 11. С. 963-988; Суперфин Г. Путеводитель по Историческому архиву Центра по изучению Восточной Европы при Бременском ун-те. Бремен (готовится к печати).

    Д. И. Зубарев, Г. В. Кузовкин, при участии П. М. Нерлера и Г. Г. Суперфина