• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев А.А. (grigoryev.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Руссо Жан Жак

    Руссо Жан Жак

    РУССО (франц. Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева - 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа, Франция), франц. философ-просветитель, писатель, композитор; один из гл. представителей сентиментализма. Определенное влияние на формирование отношения О. М. к фигуре Р. мог оказать биографич. фактор: его филос. взгляды входили в своеобразную мировоззренч. систему отца О. М. - Э. В. Мандельштама, что позднее нашло отражение в мемуарном компоненте пов. «Шум времени» (1923-24): «Просветительная философия претворилась в замысловатый талмудический пантеизм. Где-то поблизости Спиноза разводит в банках своих пауков. Предчувствуется - Руссо и его естественный человек. Все донельзя отвлечено, замысловато и схематично» (2. С. 362); ср. свидетельство Н. Я. Мандельштам: «Он цитировал Спинозу, Руссо и Шиллера, но в таких невероятных сочетаниях, что все только ахали...» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 509).

    Мандельштамовская энциклопедия. Руссо Жан Жак

    Жан Жак Руссо

    Реальное знакомство О. М. с мировоззрением Р. и его присутствием в рус. культуре, очевидно, носило глубокий характер и было связано с обучением в Тенишевском училище: «В семейном архиве Синани сохранилась тетрадь с конспектами Мандельштама по истории русской литературы <...>: они соответствуют программе 7 и первой половины 8 класса, т. е. писались со второй половины 1905 года. Тетрадь включает конспекты: “Сентиментализм и романтизм”, “Жан-Жак Руссо”, <...> “Идеи Руссо у Карамзина”, “Идеализм Жуковского”, <...> “Идеи Руссо у Пушкина” <...>. Согласно помете Мандельштама, один из источников: Гефдинг Георг. Ж. Ж. Руссо и его философия. СПб. <...> (первое издание - 1898, второе издание - 1902?)»; программа 12-го семестра (6-й класс, 2-е полугодие) включала в себя курс «Умственная жизнь в Екатерининскую эпоху (личность императрицы. Комиссия депутатов, идеи Вольтера, Монтескье и Руссо)» (см.: М е ц А. Г. Осип Мандельштам и его время: Анализ текста. СПб., 2005. С. 223, 226). Именно на социально-филос. взглядах Р., отраженных в его трактатах «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Об общественном договоре» (1762) и др. и представляющих собой идеализацию «естественного состояния» общества с доминированием идей свободы и равенства, основано его упоминание во внутр. рец. О. М. 1926(?) для изд-ва «Прибой» при характеристике рассказа «Поездка на остров Робинзона» аргентинского писателя Д. Ф. Сармьенто: «посещение колонии островитян; фрегатно-парусная эпоха; проблема цивилизации с отзвуками Руссо; чудесный ландшафт»; незадолго до этого в очерке «Нюэн Ай Как. В гостях у коминтернщика» (1923) О. М. опосредованно связал с мировоззрением Р. фигуру Хо Ши Мина (см.: 2. С. 596, 343). В этой связи интересен тот факт, что еще в 1923 Б. В. Гор- нунг в рец. на выход первых двух номеров альм. » полемически отметил определ. «руссоистскую» направленность опубл. там мандельшт. ст. «Девятнадцатый век» (1922) и микроцикла «Сеновал» («Я по лесенке приставной...» и «Я не знаю, с каких пор...», оба - 1922); см.: Горнунг Б. В. Поход времени: В 2 кн. Кн. 2: Статьи и эссе / состав. и примеч. М. Воробьева. М., 2001. С. 221, 224. Рецензент подразумевает, в частности, финальный вывод О. М.: «Элементарные формулы, общие понятия восемнадцатого столетия могут снова пригодиться. “Энциклопедии скептический причет”, правовой дух естественного договора, столь высокомерно осмеянный наивный материализм, схематический разум, друг целесообразности - еще послужат человечеству. Теперь не время бояться рационализма» (2. С. 271). В нач. 1932 Г. А. Шенге- ли,

    С. Г. Шиндин.