• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев С.Т. (grigoryev-s-t.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Рембрандт Харменс ван Рейн

    Рембрандт Харменс ван Рейн

    РЕМБРАНДТ (Rembrandt) Харменс ван Рейн (15.7.1606, Лейден, Голландия, Республика Соединенных Провинций Нидерландов - 4.10.1669, Амстердам, там же), голл. живописец и график; автор ок. 600 картин, 300 офортов и св. 1400 рисунков. Рос. собрание живописных работ Р., представл. в коллекциях Гос. Эрмитажа (ГЭ) и Гос. музей изобразит. иск-в (ГМИИ) им. А. С. Пушкина, является одним из лучших в мире (см.: Рембрандт Гарменс ван Рейн: Картины художника в музеях Советского Союза. Л., 1971).

    Мандельштамовская энциклопедия. Рембрандт Харменс ван Рейн

    Рембрандт

    Ценностный статус фигуры Р. в худож. мире О. М. исключительно высок. По свидетельству Н. Я. Мандельштам, каждый поход О. М. в ГЭ включал в себя посещение экспозиции Р.: «Живя в Ленинграде, мы постоянно ходили в Эрмитаж и первым делом навещали рембрандтовского старца, протянувшего руки к коленопреклоненному сыну... И как-то Мандельштам сказал <...>: “У него добрые руки”» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 551); неск. иначе об этом см. ее «Комментарий к стихам 1930-1937 гг.» (Там же. С. 721). Можно предположить, что определ. влияние на интерес О. М. к творчеству Р. оказало общение с Б. С. Кузиным, исключительно высоко ценившим живопись Р., что нашло прямое отражение в его филос. прозе. По восп. Н. Е. Штемпель, во время пребывания в Воронеже О. М. «восторгался Рембрандтом, <...> часто посещал воронежский Музей изобразительных искусств <...>. Запомнила, что он стоял перед полотнами Дюрера и Рембрандта» (Штемпель Н. Е. <Встречи с О. Мандельштамом> // О. и Н. Мандельштамы. С. 261-262); в действительности работа «Шествие на Голгофу», находившаяся в воронежском музее, автором к-рой считался Р., принадлежит кисти его ученика Якоба Виллемса де Вета (1610 - ок. 1671), что было установлено позднее; см.: Лангерак Т. «Как светотени мученик Рембрандт...»: (Разговор поэта с художником) // Поэтика и текстология. С. 84.

    Несмотря на свидетельства о столь высокой оценке творчества Р., в своих произведениях О. М. упоминал его вскользь и, как правило, в некоем символич. (точнее, даже «семиотическом») аспекте. Так, в «Египетской марке» (1927) Р. назван в исключительно метафорич. контексте: «Наскоро приготовив коктейль из Рембрандта, козлиной испанской живописи и лепета цикад <...> Парнок помчался дальше» (2. С. 477); совр. исследователь связывает этот фрагмент с неопубл. монографией А. Л. Волынского «Рембрандт» (1924; РГАЛИ. Ф. 95. Оп. 1. Ед. хр. 91; см.: Толстая Е. Аким Волынский в литературных «Зеркалах»: Двадцатые годы // ЛО. 1996. № 5/6. С. 157-158), но биогр. и прямых текстуальных свидетельств знакомства О. М. с этим сочинением не существует. Дважды упоминается Р. в «московских» стихах весны-осени 1931: «Шумят сады зеленым телеграфом, / К Рембрандту в гости входит Рафаэль», - и: «Вхожу в вертепы чудные музеев, / Где пучатся кащеевы Рембрандты, / Достигнув блеска кордованской кожи» (3. С. 53, 55). По предположению Н. М., стих. этого же периода «Канцона» («Неужели я увижу завтра...», 1931) связано с впечатлениями от картины Р. «Возвращение блудного сына» (см.: Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 550-552, 721-722). С учетом приводимой ею аргументации эта интерпретация представляется как неопровержимой, так и недоказуемой; ср., напр., мнение совр. исследователя о том, что «нет достаточных оснований говорить о связи “Канцоны” с рембрандтовским “Возвращением блудного сына”» [В и д г о ф Л. М. О «начальнике евреев» и «малиновой ласке» (два шага на пути к пониманию «Канцоны» О. Мандельштама) // Вид- гоф Л. М. Статьи о Мандельштаме. М., 2010. С. 46]; см. еще более категоричное в: Мусатов. С. 345-347. Возможно, эта картина Р. имплицитно отражена в «Путешествии в Армению» (1931-32) при метафорич. оценке теории К. Линнея: «Раскрашенные портреты зверей из линнеевской “Системы природы” могли висеть рядом с <...> олеографией блудного сына» (3. С. 204). В «исторически обоснованном» контексте Р. упомянут в черновых набросках к радиокомпозиции «Молодость Гёте» (1935), где И. В. Гёте говорит о том, что приехал в Дрезден «посмотреть, как Рембрандт управлялся с кистью» (Там же. С. 417).

    Произведение, к-рое можно считать полностью ориентированным на рембрандтовскую тему, - стих. «Как светотени мученик Рембрандт...» (1937), однако в совр. мандель- штамоведении <...>». О. М. «часто ходил ее смотреть» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 791); при этом она «считала, что в “Рембрандте” Мандельштам говорит о себе <...> и о своей голгофе, лишенной всякого величия» (Штемпель Н. Мандельштам в Воронеже // «Ясная Наташа»: Осип Мандельштам и Наталья Штемпель: К 100-летию со дня рождения Н. Е. Штемпель / составит. П. Нерлер, Н. Гордин. М.; Воронеж, 2008. С. 45). Трактовки, при к-рой образ автора соединяется (вплоть до полного самоотождествления) как с образом Р., так и с образом Христа, придерживается ряд совр. исследователей - О. Ронен, Н. А. Струве, М. С. Павлов, С. В. Полякова; обобщение этих взглядов см. в: Гаспаров. С. 98-99. В противоположность такой точке зрения, Т. Лангерак предлагает видеть в этом стихотверении отражение не отдельного библейского сюжета и одной картины Р., а некоей суммы ветхо- и новозаветных сюжетов и ряда рембрандтовских произведений, что представляется более правдоподобным; ср.: «“Шествие на Голгофу”, увиденное в Воронеже, вызвало в памяти эрмитажные полотна Рембрандта, в т. ч. “Снятие с креста”» (Мусатов. С. 509). В качестве источника таинственных образов «око соколиного пера» и «жаркие ларцы у полночи в гареме» О. Ронен называет картину Р. «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», с 1924 находившуюся в ГМИИ им. А. С. Пушкина (в 1922-48 - Гос. музей нового зап. иск-ва); см.: Ronen. Р. 225; ср.: Лангерак. Р. 294. В любом случае, можно утверждать, что единств. текст О. М., прямо обращенный к личности и творчеству Р., относится к числу его наиб. трудно интерпретируемых произведений, что прямо свидетельствует об особом глубинном отношении поэта к фигуре Р.

    Лит.: и забытое. Ann Arbor, 1992. С. 31-35 (=Разбор стихотворения «Как светотени мученик Рембрандт» // Полякова С. В. «Олейников и об Олейникове» и другие работы по русской литературе. СПб., 1997); Лангерак Т. Анализ одного стихотворения Мандельштама («Как светотени мученик Рембрандт...») // RL. 1993. Vol. XXXIII. № 2-3; Амелин Г., Мордерер В. Философия и литература // Постскриптум. [СПб.; М.,] 1998. № 3; Мусатов В. В. Лирика О. Мандельштама. К., 2000. С. 508-511; Ronen O. Mandel’stam’s «Кащей» // Studies Presented to Professor Roman Jakobson by his Students. Camb. (Mass.), 1968.

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: