• Приглашаем посетить наш сайт
    Добролюбов (dobrolyubov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Радлов Сергей Эрнестович

    Радлов Сергей Эрнестович

    РАДЛОВ Сергей Эрнестович [23.9.1892, С.-Петербург - 27.10.1958, Рига (ныне Латвия)], театр. режиссер, теоретик и историк театра, драматург, чл. группы эмоционали- стов (1922); ему посвящена пьеса М. А. Кузмина «Смерть Нерона» (1929). В 1910-16 учился на классич. отделении ист.-филол. ф-та С.-Петерб. (Питрогр.) ун-та, где занимался в семинаре Ф. Ф. Зелинского. Печатал стихи, переводы (Плавт «Близнецы»), рецензии (см.: Дмитриев П. В. Пред. и прим. к публ.: Радлов С. Э. Воспоминания о Театре Народной комедии // Минувшее: Исторический альманах. М., СПб., 1994. [Вып.] 16. С. 92). В 1911 был приглашен в «Старинный театр» «сочинять прологи для испанских спектаклей» (Казароза. [Памяти Бэлы Георгиевны Казарозы]. М., 1930. С. 61). С 1914 муж А. Д. Радло- вой. В нояб. 1919 по предложению Петрогр. театр. отдела Нар. комиссариата просвещения (Наркомпроса) вместе с В. Н. Соловьевым создал Театр худож. дивертисмента, вскоре переименованный в Театр Нар. комедии. Среди самых известных спектаклей Р. 1930-х гг. - «Отелло» (1935) в моск. Малом театре и «Король Лир» (1935) в Го- сете. В 1930-е гг. Р. возглавлял Театр им. Ленингр. Совета. Эвакуированный в Пятигорск, театр в авг. 1942 оказался в оккупации, фашисты переименовали его в «Петроградский театр под руководством Радлова» и позволили давать представления. В нач. февр. 1943 года оккупанты вывезли труппу в Запорожье, потом, в сент. 1943, - в Берлин. Театром занялась организация Europaischer Kunstlerdienst, ведавшая «культурным обслуживанием рабочих, угнанных из СССР в рейх» (Гайдабура В. «И наша первая любовь горит последнею любовью» // Театр. 1992. № 10. С. 107). Вскоре труппа была разделена на три части: одна осталась в Германии, другую отправили на север Франции, третья (22 чел. во главе с Р.) оказалась на юге Франции, неподалеку от Тулона. Актеры выезжали в лагеря для рус. военнопленных и давали там спектакли. После освобождения Парижа и возобновления деятельности посольства СССР во Франции Р. сообщил туда о своей труппе. Последовал ответ: добираться до посольства собств. силами. Под Марселем были созданы многолюдные лагеря рос. репатриантов, здесь радловцы и «гастролировали» ок. 2,5 мес. 15.1.1945 Р. со своими актерами приехал наконец в Париж. Там, по предположению Р. Д. Тименчика (см.: Тименчик Р. Д. Что вдруг. Иерусалим; М., 2008. С. 553), Р. дал интервью парижской газете «Русский патриот», где упомянул о гибели О. М. 22.2.1945 Р. вылетел в Москву, где был арестован. До 1953 находился в лагере. Реабилитирован в 1957.

    Знакомство О. М. и Р. могло состояться во время обучения в ун-те (см. косвенное свидетельство: Жирмунский В. М. Вопросы теории литературы. Л., 1928. С. 8), вероятно, они встречались в артистич. кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов»; виделись на заседаниях второго «Цеха поэтов» [см. отрывок из восп. И. А. Ок- сенова о собраниях у Р. (Книги и рукописи в собрании М. С. Лесмана: Аннотированный каталог публикаций. М., 1989. С. 370)]. Свидетельством их общения в этот период служит мандельшт. инскрипт Р. на 2-м изд. «Камня» (1915): «Дорогому Сергею Эрнестовичу // дружески // Осип Мандельштам // 28 дек. 1915г.» (РНБ. Шифр 37.59.7.337а; см.: Пар ни с А. Е. Штрихи к футуристическому портрету О. Э. Мандельштама // Слово и судьба. С. 202). 15.12.1916 и 13.1.1917 в «Обществе изучения современной поэзии» при редакции журнала «Аполлон» О. М. и Р. приняли участие в обсуждении двух докладов В. М. Жирмунского об эротич. балладах В. Я. Брюсова из сб. «Urbi et Orbi» (1903) (см.: Кофейня разбитых сердец: Коллективная шуточная пьеса в стихах при участии О. Э. Мандельштама / публ. Т. Л. Никольской, Р. Д. Тименчика и А. Г. Меца. Stanford Slavic Studies. Vol. 12. Stanford, 1997. C. 33). Эти доклады представляли собой первую главу из книги Жирмунского «Валерий Брюсов и наследие Пушкина» (1922). Вторая глава - о «Египетских ночах» Брюсова - была прочитана ученым летом 1917 в Алуште (см.: Жирмунская Н. А. Прим. к сб. статей В. М. Жирмунского «Теория литературы. Поэтика. Стилистика». Л., 1977. С. 381), где О. М. и Р. в ту пору были соседями.

    В 1919 Е. Э. Мандельштам женился на свояченице Р., Н. Д. Дармолатовой [1895(?)-1922]. В 1920-е гг. О. М. часто жил у брата, виделся с Радловыми. В своих восп. Е. Э. пишет о лит. салоне Радловых, к-рые были шаферами на его свадьбе, об их помощи ему во время ареста: «Сестра Надюши Анна и ее муж Сергей Радлов обратились за помощью к М. Горькому. Благодаря его заступничеству и поручительству следствие было ускорено. В результате меня приговорили только к шести месяцам принудительных работ, обвинив в контрреволюционной агитации, которой я, естественно, никогда не занимался». (Мандельштам Е. Э. Воспоминания // НМ. 1995. № 10. С. 154). Н. Я. Мандельштам вспоминала, как в 1922 Мандельштамы пришли к «Радловой. Там собрались Кузмин с Юркуном <...> художник Лебедев <...> и еще несколько человек», они уговаривали О. М. присоединиться к их группе эмоционалистов, связанных с эстетикой зап. экспрессионизма, приглашали в союз «синтеза всех искусств - поэзии, театра, живописи. Сергей Радлов, режиссер, с полной откровенностью объяснил Мандельштаму, что все лучшее в искусстве собрано за его чайным столом. <...> Юркун шел за прозаика. Материальная база - театр, который обеспечит и Мандельштама, как и других членов объединения. Имя Мандельштама необходимо для укрепления художественной ценности союза, он же получит поддержку группы во всех смыслах и во всех отношениях» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 143). Когда Радловы спросили, «согласен ли Мандельштам позабыть устаревший и смешной акмеизм и присоединиться к ним, активным деятелям современного искусства <...> Мандельштам сказал, что по-прежнему считает себя акмеистом <...>» (Там же. С. 106). В ОР РНБ, в фонде С. Э. Радлова, хранятся автографы двух мандельштамовских стихотворений («Я по лесенке приставной.» и «Я не знаю, с каких пор.», оба 1922) (см.: ОР РНБ. Ф. 625. Ед. хр. 755. Л. 1, 2). В альманахе группы эмоционалистов «Абраксас» Толлера «Человек-масса», а Р. на сцене Акдрамы (быв. Александринский театр) поставил пьесу Толлера «Эуген Несчастный», музыку к спектаклю написал Кузмин, у к-рого О. М. также мог встречать Р. 17.3.1924 Кузмин писал Я. Н. Блоху: «Видаюсь все с теми же: Радловы, Покровские, Дмитриев, Вагинов etc. Впрочем <,> есть и новые друзья». [Letter of M. A. Kuzmin to Ja. N. Blox / Publ. of J. E. Malmstad // Studies in the Life and Works of Mixail Kuzmin (Wiener Slawistischer Almanach. S-Band 24). Wien, 1989. S. 175]. Публикатор письма Дж. Е. Малм- стад в качестве примера к этому месту приводит цитату из восп. Н. И. Харджиева: «Вспоминали об уютнейших встречах - музыкально-стихотворных и разговорных - у Михаила Кузмина. <...> В качестве causeurh Кузмин имел единственного соперника - Осипа Мандельштама. Но, в отличие от конвульсивно-яростного спорщика Мандельштама, Кузмин изрекал свои “приговоры” бесстрастным “белым” голосом» (Ibid. S. 180).

    <...> Бабушка (М. Н. Дармолатова. - М. С.) ушла к Радловым» (4. С. 71).

    Лит.: семинара, 31 мая - 4 июня 2009 г. Пермь - Чер- дынь. Пермь, 2009. С. 292-304.

    М. Г. Сальман.