• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев А.А. (grigoryev.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Рабинович Исаак Моисеевич

    Рабинович Исаак Моисеевич

    РАБИНОВИЧ Исаак Моисеевич [27.2(11.3).1894, Киев - 4.10.1961, Москва], театр. художник. Учился в Киевском худож. уч-ще (1906-12) и в студии А. А. Мурашко (1912-15). В 1917-19 работал в полит. отделе Красной армии и в Киевском отделе иск-в. В дек. 1918 совм. с А. А. Экстер открыл Киевскую мастерскую декорац. иск-ва, к-рая брала подряды на театр. и оформит. работы; здесь же давались уроки живописи, рисунка и театр.-декорац. иск-ва; Н. Я. Мандельштам, очевидно, входила в число «учеников» мастерской. Вместе с А. Г. Тышлером Р. готовил праздничное оформление Киева к 1.5.1919; тогда же выступил художником поставленного К. А. Марджановым к первомайским праздникам спектакля «Фуэнте овехуна» по пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Н. М. позднее вспоминала о своем участии в оформлении постановки: «Для апофеоза художник Исаак Рабинович придумал неслыханное изобилие: через всю сцену протягивалась гирлянда бутафорских фруктов, овощей, рыбьих и птичьих тушек подозрительно фаллического вида. Овация нарастала. Исаак выходил раскланиваться. Он вел за руку двух своих помощниц: одна была я, другая - моя подруга Витя <...>. Это мы с Витей раскрашивали фруктообразные фаллосы.» (Н. М. Т. 2. С. 39); ср.: «Любил, но изредка чуть-чуть изменял»: Заметки Н. Я. Мандельштам на полях американского «Собрания сочинений» Мандельштама / Подготовка текста, публ. и вступит. заметка Т. М. Левиной // Philologica. 1997. № 4. С. 173. [Сцена принесения даров крестьянами стала одним из самых эффектных моментов спектакля; ср. восп. А. И. Дейча: «.Во время пиршества через сцену протянулась веревка, по которой безостановочно “плыли” гуси, утки, окорока, корзины фруктов, бурдюки с вином» (Дейч А. По ступеням времени: Воспоминания и статьи. К., 1988. С. 113).] Искушенный современник, близкий кругу Р., оставил свидетельство об одной из его прикладных работ - «визитной карточке» ар- тистич. кафе «ХЛАМ» И. Рабинович» (Юткевич С. Из ненаписанных воспоминаний // Панорама искусств. Вып. 11. М., 1988. С. 78). В нач. 1920-х гг. Р. сотрудничал с Моск. гос. евр. театром, с соавторами принимал участие в оформлении популярных кинофильмов Я. А. Протазанова «Аэлита» (1924) и «Процесс о трех миллионах» (1926). В 1926-30 проф. живописного факультета Вхутеина. В этот же период Р. активно работал в качестве театр. художника и, в частности, принимал участие в постановке В. И. Немировичем-Данченко для Муз. студии МХАТа (1923) комедии Аристофана «Лисистрата»; очевидно, именно она упоминается О. М. в ст. «Художественный театр и слово» (1923). Оформление спектакля, принятого современниками, стало своего рода вершиной творч. пути Р.

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: