• Приглашаем посетить наш сайт
    Гаршин (garshin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    «Привал комедиантов»

    «Привал комедиантов»

    «ПРИВАЛ КОМЕДИАНТОВ» (первонач. вариант назв. - «Звездочет»), лит.-артистич. кабаре в Петрограде, при Петрогр. худож. об-ве. Организован Б. К. Прониным, стал преемником кабаре «Бродячая собака». Открылся 18.4.1916 (первые объявления в печати - янв. и февр. 1916) в подвале дома Адамини (Марсово поле, 7). Прекратил существование в апр. 1919 (последний спектакль кукольного театра - 3.5.1916). Руководителями «П. к.», помимо Пронина, являлись В. Э. Мейерхольд (псевд. «Доктор Дапертутто») и Н. В. Петров (псевд. «Коля Петер»), позднее место Мейерхольда занял Н. Н. Евреинов. Роспись на стенах принадлежала Б. Д. Григорьеву, С. Ю. Судейкину, А. Е. Яковлеву.

    В отличие от «Б. с.», где театр и лит-ра занимали равные позиции, «П. к.» уделял гл. внимание театру, причем «П. к.» - скорее не «кабачок», а театр с регулярными постановками и программой. Здесь ставились представления, близкие эстетике нар. балагана, «театра улиц». «П. к.» «был лабораторией нарождающихся форм театрального искусства начала 1920-х гг.» (Конечный, Мордерер, П ар- нис, Тименчик. С. 100). О. М. входил в круг завсегдатаев «П. к.», включавший в себя Ю. П. Анненкова, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Н. А. Клюева, М. А. Кузмина, В. В. Лебедева, А. В. Луначарского и др. Однако поэтич. начало присутствовало: в «П. к.» выступали А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Н. С. Гумилёв, О. М., В. В. Маяковский, И. Северянин и др. 28.4.1916 в «П. к.» состоялся первый вечер поэзии. Участвовали Г. В. Адамович, Ахматова, Г. В. Иванов, Р. Ивнев, О. М., Кузмин, Тэффи, В. А. Юн- гер (см.: Там же. С. 120). О выступлении О. М. 31.12.1916 Е. М. Тагер вспоминала: «Поблизости от нас... обозначился острый профиль Мандельштама, его высокий лоб. Пронин наклонился к Мандельштаму, что-то ему прошептал. Мандельштам сердито закинул голову, его длинные густые ресницы дрогнули, - он упорствовал, - но обе соседки, справа и слева, взяли его под руки и заставили встать. Пронин своим приятным певучим голосом поздравил гостей с Новым годом и объявил, что сейчас мы услышим новые стихи Осипа Мандельштама. И мы услышали их. В то время все поэты, читая стихи, более или менее соблюдали законы ритма, но чтение Мандельштама было больше, чем ритмично. Он не скандировал, не произносил стихи, он пел, как шаман, одержимый видениями. Мандельштам пел, не сдерживая сил, он вскрикивал на ударениях - и, вероятно, эти донельзя насыщенные, эти предельно эмоциональные стихи невозможно было бы донести до слушателей иными средствами. Прочитанные обветшавшим “выразительным” способом, эти стихи выглядели бы как пародия. У Мандельштама они звучали как заклинание» (Т а г ер. С. 151). Здесь идет речь о ранней редакции стих. О. М. «Зверинец»: «Стихи были фантастичны, страшны, неотразимы. Они, кажется, никогда не появились в печати. Было в “Tristia” нечто похожее (“Зверинец”), но не то. Впрочем, он не раз переделывал стихи до неузнаваемости; нередко возвращался и к прежним замыслам. Он пропел до конца: горящие глаза погасли, темные ресницы почти сомкнулись. Экстаз кончился. Осип Эмильевич сел рядом со мной - уже будничный, уже не вдохновленный. Я спросила, будут ли опубликованы эти стихи. Он ответил: “Во всяком случае, не теперь. Может быть - после войны”. И добавил: “Боюсь, что мы все долго не будем появляться в печати. Идут времена безмолвия”» (Там же. С. 152). Сохранился рисунок С. А. Полякова, на к-ром изображены гости «П. к.», слушающие выступление О. М. (см.: А л е кс е е в а Л. К., С а в и н В. А. Государственный Литературный музей в годы «большого террора» // Источниковедение и краеведение в культуре Росси. М., 2000. С. 185-189).

    Между февр. и мартом 1917 О. М. написал шуточное стих. «Актеру, игравшему испанца», посв. С. И. Антимонову, игравшему в театре «Кривое зеркало»; он исполнял роль матадора Фернандо Поганеца в спектакле по пьесе В. Г. Трахтенберга «Загадка и разгадка», к-рая шла в «П. к.» в февр.-апр. 1917.

    драматурга, поэта и куплетиста: «.Изысканный Агнивцев с браслетами, щеночками и собачками, этот Кузмин на сахарине с маргариновым старым Петербургом, где стилизация не прячется в углах губ, а прет из каждой строчки, как лошадиное дышло» (2. С. 244).

    Архивы: ГЛМ. Изобразительные фонды. С. А. Поляков. Шарж (набросок панно или росписи?). Литературно-артистическое кафе «Привал комедиантов». 1918. КП 10264 (Дом В. Я. Брюсова). 68,8 х 106,6 см.

    Лит.: 1991. № 1; Тихвинская Л. И. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917. М., 1995; Она же. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века. М., 2005.

    В. В. Калмыкова.

    Раздел сайта: