• Приглашаем посетить наш сайт
    Замятин (zamyatin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Платон

    Платон

    ПЛАТОН (др.-греч. Platow) (428 или 427 до н. э., Афины - 348 или 347, там же), др.-греч. философ. Ок. 407 познакомился с Сократом и стал одним из его учеников, позднее основал собств. школу - «платоновскую Академию», одним из участников к-рой был Аристотель. Центр. место в философии П., не изложенной в единой системе, составляет учение о триаде - трех основополагающих онтологич. субстанциях: едином, уме и душе, к к-рому примыкает учение о космосе. Науч. наследие П. считается гл. интеллектуальным достижением античности, оказавшим определяющее влияние на развитие всей зап.-европ. философии.

    Прямые указания на факт знакомства О. М. с трудами П. неизвестны, хотя имя его, несомненно, входило в программы преподавания истории антич. философии, прослушанные О. М. в период обучения в Санкт-Петербургском Императорском университете. Так, весной 1912 и весной 1914, он, очевидно, посещал лекции по истории древней философии проф. А. И. Введенского, а 7.9.1916 сдавал экзамен по этому курсу проф. И. И. Лапшину; см.: Сальман М. Г. Осип Мандельштам: годы учения в Санкт-Петербургском университете (по материалам Центрального государственного исторического архива СанктПетербурга) // RL. 2010. Vol. LXVIII. № 3-4. С. 456, 465, 468. Вероятно, О. М. было известно об издании в этот период под ред. проф. Ф. Ф. Зелинского и с его вступит. статьей фрагментов из платоновских произведений в монографии: Педагогические воззрения Платона и Аристотеля / пер. С. В. Меликовой и проф. С. А. Жебелева. Пг., 1916. Источником дополнит. знаний о П. и активизации интереса к его учению могло стать посещение О. М. заседаний Религиозно-философского общества, во время докладов и дискуссий на к-рых имя антич. философа звучало многократно (см.: Именной указатель // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907-1917: В 3 т. Т. 3: 1914-1917 / сост. и под- гот. текста О. Т. Ермишина, О. А. Коростелева и Л. В. Хачатурян. М., 2009. С. 637).

    Мандельштам, комментируя обращенное к ней стих. «Черепаха» («На каменных отрогах Пиэрии...», 1919), отметила: «В России даже сниженное образование начала века было довольно пристойным. Не только Мандельштам, но и я, когда он впервые прочел мне стихи про “выпуклый девичий лоб”, знала диалог Платона, где он уподобляет поэта пчеле, собирающей мед. Это диалог “Ион”, откуда прямо взяты из закромов памяти “мед и молоко”, которые черпаются прямо из рек, и мед, собираемый поэтами - “слепыми лирниками”. Почему знаток Вячеслава Иванова <...> не заметил, что в переводах Алкея и Сафо ничего не говорится о Гомере, слепом лирнике, а именно о нем идет речь в диалоге “Ион”» (Н. М. Т. 2. С. 134); на этот же диалог П. как на один из источников образного строя мандельшт. текста со ссылкой на наблюдение О. Ронена (1968) указывал К. Ф. Тарановский (см.: Пчелы и осы: Мандельштам и Вячеслав Иванов // Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 155). В обоих случаях речь, очевидно, идет о фрагменте: «Вакханки, когда они одержимы, черпают из рек мед и молоко, а в здравом уме не черпают; так бывает и с душою мелических поэтов, как они сами о том свидетельствуют. Говорят же нам поэты, что они летают, как пчелы, и приносят нам свои песни, собранные у медоносных источников в садах и рощах Муз» (Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1 / под общ. ред. А. Ф. Лосева, примеч. А. А. Тахо-Годи. М., 1990. С. 377). В письме к В. В. от 27.4.1908 О. М. вскользь упомянул «мэонизм» (см.: 4. С. 12) - ре- лиг.-филос. теорию Н. М. Минского, назв. к-рой восходит к платоновскому термину «мэон» («несуществующее»); см.: М е ц А. Г. Дополнения // Камень. 1990. С. 342).

    Из опосредованных «типологических» параллелей можно указать на симптоматич. ассоциативную связь обобщенного образа платоновских идей с мандельшт. стих. «Адмиралтейство» («В столице северной томится пыльный тополь. », 1913), присутствующую в мемуарной прозе Ю. А. Каменского (1929), одноклассника и, вероятно, близкого друга О. М. по «Сел на скамейку в Летнем саду. Адмиралтейство еще не закрыто зеленью. Думал о нем и об идеях Платона. Если здание исчезнет, идея останется. И точно увидел Адмиралтейство в идее, она не отделялась от здания, а точно обволакивала его. Как Душа. <...> - А Адмиралтейство, “как плуги брошены, ржавеют якоря, и вот расторгнуты трех измерений узы и открываются священные моря”» (цит. по: М е ц А. Г. Осип Мандельштам и его время. Анализ текстов. СПб., 2005. С. 247-248; фрагмент стихотворения процитирован неточно). Очевидно, аналогич. «ассоциативная» связь «художественного образа» О. М. и имени П., вряд ли подкрепляемая реальными обстоятельствами, присутствует в поздней мемуарной прозе И. В. Одоевцевой (1967), где содержится следующий мандельшт. комментарий обращенного к О. Н. Арбениной мемуары. М., 1988. С. 159). Метафорически опосредованную соотнесенность мандельшт. мировоззрения с философией П. отмечал в поздних эссеистич. мемуарах А. С. Лурье: «Как память строит форму в музыке, так история строила форму в поэзии Мандельштама: в ней - музыка чисел и образов, как у Платона и у пифагорейцев, находящаяся вне всякого личного переживания или чувства. Мандельштам жил в трепете и экстазе чужих страстей, никогда не своих, но всегда отраженных страстей» (Лурье А. Детский рай // Воздушные пути. 1963. № 3. С. 170; цит. по: Ахматова А. Поэма без героя / сост. и прим. Р. Д. Ти- менчика при уч. В. Я. Мордерер. М., 1989 С. 349). В развитие этого замечания А. Г. Мец (М е ц А. Г. Комментарий // Камень. 1990. С. 318) видит в стих. «В смиренномудрых высотах.» (1909) отражение платоновской идеи числа как одного из начал, организующих существующий миропорядок (диалог «Числозакония»): «Во всем однообразный смысл / И совершенная свобода: / Не воплощает ли природа / Гармонию высоких числ?» (1. С. 43). Ему же принадлежит носящее констатирующий характер утверждение о том, что содержащееся в мандельшт. докладе «Скрябин и христианство» [др. назв. - «Пушкин и Скрябин»; сохранившиеся фрагменты в наст. время публикуются как ст. <«Скрябин и христианство»>, 1917(?)] суждение: «Эллины боялись флейты и фригийского лада» (Там же. С. 203), - «восходит к “Государству” Платона и “Политике” Аристотеля» (Мец А. Г. Комментарии // Мандельштам О. ПССиП: В 3 т. Т. 2: Проза / сост. А. Г. Мец, подгот. А. Г. Мец, Ф. Ло- эст, А. А. Добрицын, П. М. Нерлер, Л. Г. Степанова, Г. А. Ле- винтон. М., 2010. С. 493).

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: