• Приглашаем посетить наш сайт
    Короленко (korolenko.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Парнок Софья Яковлевна

    Парнок Софья Яковлевна

    ПАРНОК Софья Яковлевна [наст. фам. Парнох; псевд. Андрей Полянин] (30.7(11.8).1885, Таганрог - 26.8.1932, с. Каринское Звенигородского р-на Моск. обл.), поэтесса, лит. критик, переводчик. Сестра В. Я. Парнаха и Е. Я. Тара- ховской. Адресат цикла М. И. Цветаевой «Подруга». С 1913 постоянный сотрудник журнала «Северные записки», газеты «Русская молва». В 1916 вышел ее первый сб. «Стихотворения». Творчество П. было свободно от влияния лит. течений и школ, однако иногда творч. манеру поэтессы ставят в один ряд с поэзией ранних Цветаевой и О. М. (см.: Бургин. С. 42). М. А. Волошин в 1917 оценил дарование П. выше таланта О. М.: «Рядом с этим гибким и разработанным женским контральто, хорошо знающим свою силу и умеющим ею пользоваться, юношеский бас О. М. может показаться неуклюжим и отрочески ломающимся» (Волошин. С. 547).

    Лето 1915 П., Цветаева и О. М. проводили вместе в Коктебеле. Начало любовных отношений Цветаевой с О. М. послужило одним из поводов к разрыву между ней и П. (см.: Шевеленко. С. 113). Вероятно, О. М. является прототипом «грозного короля» из стих. П. «Гадание» (см.: Бургин. С. 176-177). По свидетельству Тараховской, О. М. «очень любил стихи» Цветаевой «и не любил стихов» П.: «Однажды мы разыграли его, прочитав стихи моей сестры, выдали их за стихи М. Ц. Он неистово стал расхваливать стихи моей сестры. Когда розыгрыш был раскрыт, он долго на всех злился» (цит. по: Там же. С. 164-165).

    Несмотря на отсутствие личной симпатии, П. высоко оценила второе изд. книги стихов О. М. «Камень» (1916), признав в нем сформировавшегося поэта, «мастера слова» (Парнок С. О. Мандельштам. «Камень». Стихи // Северные записки. 1916. № 4-5. С. 243). Подобно др. критикам (см.: Городецкий С. М. Музыка и архитектура в поэзии // Речь. 1913. № 162. С. 3; Гумилёв Н. С. О. Мандельштам. «Камень». Стихи // А. 1916. № 1. С. 32), П. также использует «архитектурные» метафоры и вместе с тем отмечает музыкальность сборника: «Слово, как материал стихотворного искусства - в гармонии с творческой личностью поэта; оно - насыщенная, прочная, твердая масса. Творчество О. Мандельштама - в ваянии из слова. И вместе с тем, поэт не только не во вражде с музыкой, а, наоборот, в крепком союзе с нею: его “Камень” - поющий камень» (Парнок С. Указ. соч. С. 243).

    В 1922 П. входила в группу «Литературный круг», выпустившую одноим. альманах с ее участием. На сборник вышла рец. О. М., к-рый, в частности, написал в ней: «Как от Таганки до Плющихи, раскинулась необъятно литературная Москва от “Мифа” до “Литературного круга”. На одном конце как будто изобретенье, на другом - воспоминанье: Маяковский, Крученых, Асеев - с одной, с другой - при полном отсутствии домашних средств - должны были прибегнуть к петербургским гастролерам, чтобы наметить свою линию. В силу этого о “Литературном круге” как о московском явлении говорить не приходится» (Россия. 1922. № 2). Поэтич. творчество П., как и Цветаевой, поэт назвал «рукоделием» [ср. с назв. статьи С. М. Городецкого «Женское рукоделие» (Речь. 1912. № 117)]. Сборник успеха не имел (см.: Полякова. С. 27).

    Будучи участником «Московского цеха поэтов» (1923), П. не поддержала кандидатуру О. М. (см.: Бургин. С. 257). В ст. 1924 «Борис Пастернак и другие» (Русский современник. 1924. № 1) П. «первой назвала “большую четверку” постсимволистской поэзии» - О. М., Б. Л. Пастернак, А. А. Ахматова, Цветаева (Никольская.С.535). Несмотря на это, в статье О. М., как и Цветаевой, был сделан упрек в чрезмерном желании соответствовать «искусству сегодняшнего дня» и Пастернаку, в частности.

    Лит.: Т. Л. Парнок Софья Яковлевна // Русские писатели. Т. 4. М., 1999; Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой. М., 2002.

    А. А. Чабан.

    Раздел сайта: