• Приглашаем посетить наш сайт
    Дельвиг (delvig.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Несохранившиеся произведения О. Э. Мандельштама

    Несохранившиеся произведения О. Э. Мандельштама

    НЕСОХРАНИВШИЕСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА. Стихи и проза О. М. сохранились далеко не полностью. Кроме неск. сотен дошедших до нас произведений О. М., существовало немало стихотворений, статей и др. произведений, тексты к-рых навсегда утрачены. О нек-рых из них, однако, сохранились свидетельства современников. Самым ранним из них, по-видимому, является стих. «Колесница», прочитанное О. М. на вечеринке в Тенишевском училище 14.9.1907. Ср.: «Потом Мандельштам вызвал гром аплодисментов своим стихотворением “Колесница”, действительно по художественности своей далеко превосходящим большинство произведений школьной беллетристики, да и многое, пожалуй, в современной беллетристике вообще. Впрочем, несколько неясная дикция автора отчасти испортила впечатление от его стихов» [Тенишевец. 1907. Год 2-й. № 1 (15 окт.). С. 30]. На следующей вечеринке, 16.10.1907 (в день отъезда О. М. в Париж) А. Надежин, в 1906 редактировавший «Пробужденную мысль», «прочел стихи Каменского и Мандельштама, вызвавшие сильные аплодисменты» [Там же. С. 61]. Подробнее см.: Мец 2005. С. 49-50. Само назв. «Колесница» вызывает в памяти одноим. стих. Г. Р. Державина с аллегорией Франц. рев-ции.

    Пребывание О. М. в Париже сопровождалось всплеском творч. активности, но плоды этого всплеска практически не дошли до нас. Так, в письме к В. В. Гиппиусу от 19-27.4.1908 О. М. упоминает свои - несохранившиеся - статьи о П. М. Верлене, Ж. Роденбахе и Ф. Сологубе, собирался писать о К. Гамсуне (см.: Собр. соч.-2. Т. 4. С. 4-12). А М. М. Карпович, с к-рым О. М. в то время близко дружил, упоминает такие не дошедшие до нас тексты О. М., как переводы из Верлена и стихи на сюжет верленовского стихотворения о Каспаре Хаузере, стихи о Саломее (библейской), а также стихотворение, посв. самому Карповичу (приводится строка из него: «...поднять скрипучий верх соломенных корзин»); кроме того - статью о Снегурочке (1912). В 1913, по свидетельству Г. В. Иванова, О. М. написал некую поэму «Старцы» и начал писать поэму типа пастернаковского «Лейтенанта Шмидта» (Иванов Г. С. 277). Первая могла быть как-то связана с увлечением О. М. имябожцами, вторая - быть данью рев. увлечениям самого О.

    Называя «Турчанку» (так называла А. А. Ахматова стих. О. М. «Мастерица виноватых взоров», обращенное к М. С. Петровых) «лучшим любовным стихотворением XX века», Ахматова сообщала, со слов Петровых, еще об одном - не дошедшем до нас - и обращенном также к Петровых стихотворении О. М. о белом цвете (см.: Собр. соч.-2. Т. 1. С. 13). Н. Я. Мандельштам и Н. Е. Штемпель вспоминали об утраченном стихотворении О. М. о смертной казни, написанном в 1937.

    Лит.: Там же. 1956. № 45. С. 301-304; Карпович М. М. Мое знакомство с Мандельштамом // Там же. 1957. № 49. С. 258-261. // М е ц 2005. С. 49-50.

    П. М. Нерлер.

    Раздел сайта: