• Приглашаем посетить наш сайт
    Дельвиг (delvig.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Надсон Семен Яковлевич

    Надсон Семен Яковлевич

    НАДСОН Семен Яковлевич (14.12.1862, С.-Петербург - 19.1.1887, Ялта), поэт. «Надсоновщина» успела «положить свою тень на» «полудетские стихотворные опыты» О. М. (Аверинцев. С. 194) - «Среди лесов, унылых и заброшенных...» (1906) и «Тянется лесом дороженька пыльная...» (1906). «В ту пору в моей голове как-то уживались модернизм с самой свирепой надсоновщиной», - вспоминал О. М. в «Шуме времени» пору своей учебы в Тенишев- ском училище (2. С. 381).

    Как и большинство его сверстников и ст. современни- ков-модернистов, поэт решительно пересмотрел в последующие годы свое отношение к Н Неодобрительно говорил О. М. летом 1910 С. П. Каблукову о К. Д. Бальмонте «как о новом Надсоне» - «“поэте для толпы” » (Мандельштам в записях дневника и переписке Каблукова. С. 241). В ст. «О собеседнике» (1913) О. М. критически оценивал стремление Н. «бесконечно нудно буравить собственную душу» (Камень. 1990. С. 180).

    услышать ее звук, как слышало поколенье, отбросив поэтическое высокомерие настоящего и обиду за невежество этого юноши в прошлом. Как много мне тут помогли дневники и письма Надсона» (Там же. С. 357). Возможно, именно под впечатлением от первопрочтения юбилейного издания Н. (см.: Н ад с он С. Я. Проза. Дневники. Письма. СПб., 1912) был написан сонет О. М. «Паденье - неизменный спутник страха...» (1912), строки к-рого «И деревянной поступью монаха / Мощеный двор когда-то мерил ты» варьируются в портрете Н. из «Шума времени»: «Кто он такой - этот деревянный монах с невыразительными чертами вечного юноши, этот вдохновенный истукан учащейся молодежи» (2. С. 357; подробнее см.: Лекманов О. А. Язык булыжника. О стихотворении «Паденье - неизменный спутник страха...» // Лекманов. 2000. С. 473-79; ср.: Гаспаров М. Л. Сонеты Мандельштама 1912 г.: От символизма к акмеизму // Еигора Orientalis. ?оі. XVIII. 1999. № 1. С. 153; Ронен. С. 191-192).

    О длит. и живом интересе О. М. к поэзии Н. свидетельствуют посв. ему страницы «Шума времени» (1923), а также тот факт, что «осознанным ритмическим подтекстом» (Гаспаров М. Л. Поэт и культура: Три поэтики О. Мандельштама. М., 1995. С. 356) для гражд. стих. О. М. «За гремучую доблесть грядущих веков...» (1931), имевшего в домашнем обиходе О. М. и Н. Я. Мандельштам прозвище «Надсон» (Липкин С. И. «Угль, пылающий огнем...» // ЛО. 1987. № 12. С. 99), послужило программное стих. Н. «Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат...» (1880).

    Летом 1935, находясь в воронежской ссылке, в ответ на суждение собеседника о том, что у Н. «были хорошие строчки, а потом он ведь был очень молод», О. М. сначала шутливо заявил: «Надо немедленно написать в литературные организации, что нужно многое пересмотреть у Надсона. <...> Потом остановился <...> и сказал: <...> А может не стоит?» (Рогинский Я. Я. Встречи в Воронеже // ЖиТМ. С. 43).

    Лит.:

    О. А. Лекманов.

    Раздел сайта: