• Приглашаем посетить наш сайт
    Загоскин (zagoskin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Митурич Петр Васильевич

    Митурич Петр Васильевич

    МИТУРИЧ Петр Васильевич (12.9.1887, С.-Петербург - 27.10.1956, Москва), художник-график; работал также в области живописи, книжной иллюстрации, литографии. В 1909-15 учился в петерб. АХ в мастерской батальной живописи Н. С. Самокиша. Член объединений «Мир искусства» (с 1915) и «Четыре искусства» (1925-29). Преподавал в моск. Вхутемасе - Вхутеине (1923-30).

    С О. М. познакомился в 1914-15 во время встреч молодых деятелей искусства (поэты К. Д. Бальмонт, М. А. Зенкевич, Г. Н. Петников, Н. А. Клюев, Р. Ивнев, Г. В. Иванов, художники Л. А. Бруни, П. И. Львов, В. Е. Татлин, Н. А. Тырса, Н. И. Альтман и М., критик Н. Н. Пунин, музыканты А. С. Лурье и Н. К. Бальмонт), собиравшихся на квартире помощника хранителя Музея АХ С. Н. Исакова (Пунин Н. Н. Квартира № 5: Глава из воспоминаний / предисл., публ. и коммент. И. Н. Пуниной // Панорама искусств. № 12. М., 1989. С. 187-190. В опубл. А. Е. Парнисом фрагменте воспоминаний М. «Мое первое знакомство с Велимиром Хлебниковым» сохранилось свидетельство об одном из вечеров нач. января 1916, где В. Хлебников прочитал стих. «Где волк воскликнул кровью...», а О. М. - ранний вариант стих. «Зверинец»: «Я трепетал от волнения, когда мне сказали, что придет Хлебников. <...> Пришел Артур Лурье - пианист-композитор, Осип Мандельштам, Георгий Иванов или Ивнев (не помню)» (Парнис. С. 26). В 1915 М. сделал графич. портрет О. М., опубл. в журнале «Аполлон», на вклейке между с. 12 и 13 [Пунин Н. Н. Рисунки нескольких «молодых» (Н. И. Альтман, П. И. Львов, П. В. Митурич, Н. А. Тырса, Л. А. Бруни, М. К. Соколов) // Аполлон. 1916. № 4-5]. Впервые экспонировался (как и портрет О. М. работы Бруни) в апреле 1916 на Выставке совр. рус. живописи в Худож. бюро Н. Е. Добычиной (Петроград). Работа выставлялась также на 1-й гос. свободной выставке произведений искусств (Петроград, 1919). Первые впечатления от знакомства с поэтом С. Б. Рудаков позднее сравнивал в письме к жене с воспоминаниями о датируемом по памяти (ошибочно) портрете работы М.: «Ему 43 года, выглядит гораздо старше (и старее), но, когда спокоен, - это тот Мандельштам, который нарисован в “Аполлоне” 21-го года и с хохолком (бороды нет, он бреется!)» (Мандельштам в письмах Рудакова. С. 33-34). Портрет сросся в культурной памяти с представлением об облике О. М. в предрев. годы и многократно воспроизводился в последующие годы. О важности места, занимаемого портретом М. в иконографии О. М., свидетельствует и упоминание во фрагменте IV из «Прозы к поэме» А. А. Ахматовой (декабрь 1961): «У правой кулис[ы] - край полосатой сол[датской] будки. Угол Марсова поля. Дом Адмони, в который было прямое попадание авиабомбы в 1942 г. (Бюро Добычиной). Новогодняя мятель. <...> В окна “Бюро Добычиной” смотрят, ненавязчиво мелькая, ожившие портреты: Шаляпин в шубе, Мейерхольд (Григ[орьева]), А. Павлова - Лебедь, Тамара Карсавина, Саломея [неразб.], Ахматова Альтмана, Лурье Митурича, Кузмин, Мандельштам Митурича, Гумилев Гончаровой, Блок Сомова, молодой Стравинский, Велимир I, Маяковский на мосту, видно, как Городецкий, Есенин, Клюев, Клычков пляшут “русскую”, там “башня” Вяч[еслава] Ива[анова] (есть, Фауст, казн[ь]), будущая bienheureuse Marie - Лиза Карав [аева] читает “Скифские черепки”» (Ахматова А. А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3: Поэмы. Pro domo mea. Театр. М., 1998. С. 263-264). Сохранилось свидетельство Н. М. (из письма Ю. А. Молоку 28.9.1970): «К сожалению, я ничего не слышала от О. М. о его портрете работы Митурича. Он как бы забыл о нем (и о портрете Л. А. Бруни он тоже никогда не упоминал). Петра Васильевича мы иногда встречали в редакциях, останавливались, разговаривали. О. М. всегда говорил: “Он хороший художник”» (Цит. по: Молок. С. 4-5).

    Соч.: Записки сурового реалиста эпохи авангарда: Дневники, письма, воспоминания, статьи. М., 1997 («Архив русского авангарда»).

    Лит.: Молок Ю. А. Ахматова и Мандельштам (К биографии ранних портретов) // Творчество 1988. № 6. С. 3-5; Парнис А. Е. Мандельштам в Петрограде в 1915-1916 годах: Материалы к иконографии поэта // ЛО. 1991. № 6. С. 25-30; Петр Васильевич Митурич (1887-1956): К 90-летию со дня рождения: Каталог выставки / вступ. ст. и сост. Е. М. Жуковой. М., 1978; Чегода- е в а М. А. Заповедный мир Митуричей - Хлебниковых. Вера и Петр. М., 2004 (Серия: Символы времени).

    Раздел сайта: