• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев С.Т. (grigoryev-s-t.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Милашевский Владимир Алексеевич

    Милашевский Владимир Алексеевич

    МИЛАШЕВСКИЙ Владимир Алексеевич [1893, Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия) - 1976], живописец, акварелист, график; автор трех графич. портретов О. М. и мемуарной прозы. Искусству рисования учился в Саратове (1903-10), Харькове (1911-13), С.-Петербурге (1913-15), работал в «Новой художественной мастерской» под руководством М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, А. Е. Яковлева. В нач. 1920-х гг. входил в ближайший круг М. А. Кузмина, долгие годы был дружен с О. Н. Гильдебрандт-Арбениной и Ю. Юркуном. Один из организаторов и активных участников группы художников «13», в к-рую в разное время входили такие мастера, как А. Д. Древин, Н. В. Кузьмин, Т. А. Маврина, Б. Ф. Рыбченков, Н. А. Удальцова.

    Знакомство с О. М. произошло, очевидно, в кон. 1920 в петрогр. Доме искусств (там же в 1921 состоялось первое экспонирование работ М. на выставке произведений художников - членов Дома искусств). Об этом периоде и встречах с О. М. М. рассказал в своих исключительно бел- летризованных (и вряд ли достоверных) мемуарах. Ему принадлежит свидетельство о непродолжит. посещении О. М. летом 1921 дома отдыха (колонии) Дома искусств в имениях Холомки и Бельское Устье в Псковской губ., однако данное сообщение не подтверждается ни биографич. хроникой жизни О. М., ни свидетельствами современников, О. М. не упомянут среди отдыхавших в Холомках др. мемуаристами (см., напр., Чуковский Н. Холомки // Чуковский Н. Литературные воспоминания. М., 1989).

    Существуют три графич. портрета О. М. работы М. Два из них сделаны летом 1932 в Доме отдыха писателей в Го- лицыно, традиционно они именуются «Раввин из Толедо» и «Верблюдик» (картон, тушь, спичка). По предположению совр. исследователя, третий из портретов О. М. (картон, карандаш, тушь, спичка) является более поздней авторской копией (В. Добромиров). Мандельшт. оценка работ М. не известна; Н. М. позднее негативно отозвалась об одном из портретов («Раввин из Толедо»): «бедный рисунок Мила- шевского <...> ни на одну сотую долю на Мандельштама не похож».

    Соч.: Вчера, позавчера... Воспоминания художника. 2-е изд., испр. и доп. М., 1989. С. 114-115, 213-215, 227, 231, 235; Мандельштам // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Вып. 2. Воронеж, 1994.

    Лит.: им. И. Н. Крамского // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Вып. 2. Воронеж, 1994.

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: