• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев А.А. (grigoryev.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Микеланджело Буонарроти

    Микеланджело Буонарроти

    МИКЕЛАНДЖЕЛО (Michelangelo) Буонарроти (6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана - 18.2.1564, Рим), итал. скульптор, художник, архитектор, поэт, один из самых ярких представителей культуры европ. Ренессанса. Наиб. значит. место в худож. наследии М. занимают росписи Сикстинской капеллы в Ватикане (1508, 1541), создание купола собора св. Петра в Риме (1546), ряд монументальных скульптур - «Давид» (Флоренция, 15011504), «Моисей» (Рим, 1515-16), скульптурные изображения капеллы Медичи, в частности, «День» и «Ночь» (Флоренция, 1532-34) и др.

    Прямых мандельшт. высказываний о М. и его творчестве не зафиксировано, фрагментарные упоминания содержатся только в стихах, но и они позволяют говорить о высокой оценке О. М. микеланджеловского творчества. Авторитетным источником знаний О. М. о М. мог выступать Г. Р. Тоде - профессор новейшей истории искусств среди работ к-рого монография «Микеланджело и конец Ренессанса» (в 2 т., 19021903); в зимнем семестре 1909-10 О. М. посещал его курсы лекций «Основы истории искусства» и «Великие венецианские художники XVI века». Весной 1912, осенью 1914 и весной 1915, очевидно, прослушал курсы лекций доктора теории и истории искусств проф. Д. В. Айналова «Высокий ренессанс» (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль), осенью 1913 - курс «Эпоха Возрождения» (преим. Италия и Франция) ректора С.-Петерб. ун-та д-ра всеобщей истории проф. Э. Д. Грима (см.: Сальман М. Г. Осип Мандельштам: годы учения в Санкт-Петербургском университете // Russian Literature. 2010. Vol. LXVIII. № 3-4. С. 456, 465, 463). Отличит. чертой мандельшт. восприятия наследия М. является высокая степень его смыслоформирующих возможностей, проявляющаяся вплоть до предельно личностного контекста, см. как явную отсылку к творчеству М. его письмо Н. М. 28.4.1937: «Я завидую всем, кто тебя видит. Ты моя Москва и Рим и маленький Давид». С известными оговорками в этот типологич. ряд встраивается самоощущение С. Б. Рудакова от общения с О. М., отраженное в письме жене 20.4.1935: «На расстоянии это несоизмеримо и нерассказуемо. Я стою перед работающим механизмом (может быть, организмом - это то же) поэзии. <...> Больше нет человека - есть Микель Анджело».

    Первое у О. М. упоминание М. появляется в стих. «Я должен жить, хотя я дважды умер.» (1935): «А небо, небо - твой Буонарроти.». Согласно комментарию Н. М., в данной строке подразумевается плафон Сикстинской капеллы в Ватикане: «О плафоне Микеланджело - он похож на небо с тучами. И обратно: небо - это плафон, где тучи - мощные фигуры». С высокой долей вероятности можно предположить, что актуальный для стихов нач. 1937 образ неба опосредованно связан именно с фигурой М., см. с возможными флорентийскими «коннотациями» (при безусловных ассоциациях с «Где больше неба мне - там я бродить готов, / И ясная тоска меня не отпускает / От молодых еще воронежских холмов / К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане»; см. также «Я скажу это начерно, шопотом.», «Тайная вечеря» («Небо вечери в стену влюбилось.»), «Заблудился я в небе что делать?..», «Может быть, это точка безумия.» и др. (все 1937).

    сырая от слез, и невинный / Молодой, легконогий Давид, / И постель, на которой несдвинутый / Моисей водопадом лежит, - / Мощь свободная и мера львиная / В усыпленьи и в рабстве молчит». По свидетельству Н. М., О. М. «быстро вспомнил, что Моисей не лежит, а сидит, но менять не захотел». Согласно наблюдению совр. комментаторов (Д. Михайлова, П. Нерлера), подтекстом образа «сырой от слез Ночи» может являться четверостишие самого М., переведенное Ф. И. Тютчевым; по мнению М. Л. Гаспарова, эти факты объединены: О. М. «придает Моисею позу знаменитой “Ночи”, за которой стоят столь же знаменитые стихи» (Гаспаров. 1996. С. 57). Здесь же можно указать случай опосредованного соположения искушенным современником имен О. М. и М. в связи с личностью А. А. Харджиев прямо сравнил ее графич. портрет работы А. Модильяни (1911) с мандельшт. восьмистишием «Ахматова» («Вполоборота, о печаль.», 1914), определенным как «“скульптурный” стиховой образ Ахматовой», а затем - с аллегорической фигурой Ночи М. (см.: Харджиев Н.И. О рисунке Модильяни // Ахматова А. Победа над Судьбой. I: Автобиографическая и мемуарная проза. Бег времени. Поэмы / сост., подгот. текстов, примеч. Н. И. Крайневой. М., 2005. С. 409-410). Согласно точке зрения Л. Г. Степановой и Г. А. Левинтона, присутствующая в гл. 5 «Разговора о Данте» (1933) скульптурная топика, обращенная к фигуре Данте, прямо соотносится с биографией и творчеством М., включенными в самый широкий культурно-ист. контекст. В частности, к его известному афоризму может восходить иронич. мандельшт. характеристика восприятия дантов- ской поэзии современниками: «В лучшем случае ему дают в руки резец и позволяют скульптурничать, или, как любят выражаться, “ваять”. При этом забывают одну маленькую подробность: резец только снимает лишнее и черновик скульптора не оставляет материальных следов»; см.: Комментарии // Мандельштам О. ПССиП: В 3 т. Т. 2: Проза / сост. А. Г. Мец; подгот. А. Г. Мец, Ф. Лоэст и др. М., 2010. С. 576-577).

    Еще одна устойчивая семантич. модель, обнаруживающая в худож. мире О. М. смысловые параллели с творчеством М., связана с темой в христ. традиции, соединенного с именем М. (ср.: Пшибыльский Р. Рим Осипа Мандельштама // Мандельштам и античность. С. 52-56); см: «И кряжистого Лютера незрячий / Витает дух над куполом Петра» и др. Данная особенность прямо соотнесена с итал. топосом, что выступает как его своеобразный «дифференциальный признак»; см.: «Поговорим о Риме - дивный град! / Он утвердился купола победой» и др.; ср. ст. «Пшеница человеческая» (1922), где упоминается ист. (т. е. европ.) земля, «несущая Рим и собор святого Петра». В таком контексте особое значение приобретает факт соединения образов неба и купола [см. предваряющее появление имени М. замечание Н. М.: «Ощущение земли как дома, а неба как купола - постоянная тема» (Н. Я. Мандельштам. Т. 2. С. 759)]; даже при обоснованности этого широкой культурной традицией возможно предполагать, что для худож. мировоззрения О. М. подобное сближение или было ассоциативно связано с фигурой М. и его творчеством, или прямо актуализировано им.

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: