• Приглашаем посетить наш сайт
    Житков (zhitkov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Мейерхольд Всеволод Эмильевич

    Мейерхольд Всеволод Эмильевич

    МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (наст. имя и фам. Карл-Казимир-Теодор Мейергольд) (28.1.1874, Пенза - 2.2.1940, Москва), актер, театр. режиссер, педагог, теоретик театра, нар. арт. Республики (1923). В сезон 1906/07 О. М. видел в режиссуре М. спектакль «Гедда Габлер» по драме Г. Ибсена в Театре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге [вероятно, также спектакли по драмам М. Метерлинка с участием Комиссаржевской и «Балаганчик» А. А. Блока; декорации Н. Н. Сапунова к этим спектаклям О. М., возможно, подразумевал, создавая свое стих. «Казино» (1912) (См.: Лекманов. 2000. С. 470-471)]. Позже в гл. «Комиссар- жевская» «Шума времени» (1923), описывая игру актрисы, О. М. не упоминает имени режиссера, приписывая Комиссаржевской идущую от М. идею театра-храма, атмосферу «исключительно сектантской приверженности», ожидание «театрального чуда». 31.3.1914 в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге после лекции В. А. Пяста «Театр слова и театр движения» О. М. принимал участие в диспуте, на к-ром, по предположению Р. Д. Тименчика, председательствовал М. (Тименчик. С. 358). 7.4.1914 О. М. присутствовал на премьере блоковского «Балаганчика» в зале Тенишевского училища (реж. спектакля М.). По наблюдению А. Г. Меца, неодобрит. характеристика О. М. совр. ему театра как театра «полуслова / И полумаски» в стих. «Есть ценностей незыблемая скала...» (1914) создает аллюзию на возрождавшуюся М. Commedia del’arte». Тем не менее в дневниковой записи 30.11.1915 актрисы-студийки В. В. Алперс зафиксирован интерес О. М. к петерб. студии М.: О. М. «очень хочется опять попасть к нам, слушать музыку, читать свои стихи». (А л п е р с. С. 303).

    Стих. О. М. «В Петербурге мы сойдемся снова...» (1920) было пронизано «музыкальными ассоциациями, навеянными оперой Глюка “Орфей и Эвридика“ (постановка В. Э. Мейерхольда 1911 года, возобновленная на сцене Мариинского театра в 1919-1920 годах)» (Мусатов В. В. Лирика О. Мандельштама. К., 2000. С. 206). В 1-й пол. 1920-х гг., по воспоминаниям Н. М., О. М. в Москве бывал на спектаклях М. (вероятно, О. М. видел их на разных сценах - Театра РСФСР - 1, Вольных мастерских М. при Гос. высших театр. мастерских, Театра им. Мейерхольда - ГосТИМ, Театра Революции): «...Ходили и на постановки Мейерхольда, иногда с отвращением, иногда с интересом смотря одну за другой невероятно разные постановки. <...> И театр был внутренне пуст и страшен, несмотря на внешний блеск. Все твердили одно слово: “биомеханика”. Это было модно и пышно». 30.1.1923 в Театре Революции, к-рый возглавлял в то время М., состоялась премьера спектакля «Человек-масса» по пьесе Э. Толлера в пер. О. М. (реж. А. Б. Велижев). Постановка (в ее реж. части) была признана неудачной и довольно быстро исчезла из репертуара. В спектакле М. «Ревизор» (1926), по свидетельству Н. М., О. М. «понравился длинный стол и немая сцена» (подразумевается эпизод «Господин Финансов» и финал спектакля). ГосТИМ, возглавляемый М., упоминается в очерке О. М. «Киев» (1926) в связи с киевскими гастролями театра. Влияние режиссуры М. на спектакли харьковского театра «Березиль» (худ. рук. Л. Курбас) О. М. отмечал в ст. «Березіль» (1926). Имя М. как одного из учителей актера B. Н. Яхонтова О. М. называл в ст. «Яхонтов» (1927). Между 8.1.1938 (закрытием ГосТИМа) и нач. февраля О. М. ночевал в доме М. (свидетельство М. Я. Шагинян). М. узнал о смерти О. М. в кон. 1938 от Б. Л. Пастернака. (Есенина. C. 136).

    Мандельштамовская энциклопедия. Мейерхольд Всеволод Эмильевич

    Всеволод Эмильевич Мейерхольд

    Лит.: года жизни О. Мандельштама // Записки Мандельштамовского об-ва. Т. V. М., 1994. С. 67; Тименчик Р. Д. Комментарии // Пяст Вл. Встречи. М., 1997. С. 358; А л п е р с В. В. Из дневников. 1912-1916 // Мейерхольд и другие: Мейерхольдовский сб. М., 2000. Вып. II. С. 303; В и дгоф Л. М. Москва: Материалы к мандельшт. энциклопедии // Параллели. Альманах. М., 2003. Вып. 2/3. С. 246; Есенина Т. С. О Вс. Мейерхольде и Зинаиде Райх. М., 2003. С. 136.

    О. Н. Купцова.

    Раздел сайта: